Свое исследование Forbes приурочил к началу новогоднего шопинга. Еще до объявления результатов T.O.T.Y. 2005 года, журналисты решили выяснить, какие же игрушки пользовались успехом у детей прошлого века, поделив столетний период на десятилетия.

И вот, согласно исследованиям экспертов, наиболее популярным развлечением детей начала прошлого века были мелки. Средний американский ребенок тратил на рисование и стирание примерно 28 минут в день, а ежегодно в США родители и школы закупали 2,5 миллиардов мелков.

В двадцатые годы наибольшим спросом стали пользоваться куклы. Сначала звонкую монету собирала тряпичная девушка по имени «Потертая Энн», а затем ее потеснили коллекционные куклы мадам Александры Коллектибл: Скарлетт О'Хара из романа «Унесенные ветром» и даже серия из 36 кукол королевы Великобритании Елизаветы II.

View-Master 3D ViewerГлавной игрушкой следующего десятилетия стали очки, претендовавшие на звание трехмерных (View-Master 3D Viewer). Благодаря двум окулярам этого устройства, у человека, смотрящего на две картинки, спрятанные внутри корпуса, складывалось ощущение объемности изображения. За все времена было продано более миллиарда экземпляров View-Master, а во время Второй мировой войны с их помощью даже тренировали солдат американской армии.

После войны наступил период настольных игр. Самой популярной стала игра в слова (Scrabble), придуманная еще в 1930 году архитектором Альфредом Мошером Баттсом и названная сначала «Lexiko», а позже «Criss-Cross Words». Одновременно с ней была выпущена любимая детьми игра «Мир конфет» (Candy Land), однако она не смогла достигнуть популярности Scrabble, коробки с которой до сих пор с немалым успехом расходятся по миру. Распродано уже около 100 миллионов экземпляров игры, причем, только в США ежегодно раскупается от 1 до 2 миллиона– по статистике, каждая третья американская семья имеет дома такую коробку.

Герой мультфильмов Мистер Картошка (Mr. Potato) стал культовой игрушкой 50-х годов, шагнув на прилавки магазинов с голубых экранов. Вообще-то, настоящий Mr. Potato – это только глаза, очки и нос. Однако предприимчивые изготовители детских забав Hasbro снабдили его и телом. Иначе как дети смогли бы требовать у родителей купить пластиковую копию известного персонажа? Mr. Potato первым из игрушек стал рекламироваться по телевидению, что в первый же год продаж принесло компании-производителю более $4 млн. (в деньгах 2005 года это около $30 млрд.)

Mr. Potato

Следующее десятилетие подарило детям всего мира действующую фигурку (action figure) - пластикового солдата, облаченного в темно-зеленую военную форму, у которого двигались руки. Мода на подобные игрушки началась в 1964 году. Сейчас их оснащают различными деталями вроде пистолетов или мотоциклов, которые, разумеется, предлагается приобретать за дополнительные деньги.

Появившийся в 1978 году кубик Рубика, имеющий 43 252 003 274 489 856 000 различных конфигураций и только одно решение, на многие годы стал развлечением для взрослых и детей. Он сделал своего изобретателя, лектора в отделе внутреннего проекта Академии прикладного искусства в Будапеште не только первым легальным миллионером в стране так называемого соцлагеря, но и самым богатым человеком Венгрии.

Рубик был не единственным человеком, сделавшим состояние на игрушке. К примеру, благодаря пластилину Play-doh, изначально придуманному для чистки обоев, изобретатель Джозеф Маквикер стал миллионером в 27 лет. Ну а самая популярная кукла Барби до сих пор расходится тиражом 1,5 млн. штук в неделю, т.е. со скоростью примерно по две куклы в секунду.

В 1983 году свет увидел новый фетиш детей младшего школьного возраста – кукла Cabbage Patch Kids. Малолетние граждане США просто сошли с ума, их родители потратили в сумме $600 млн. на эту игрушку ($1,1 млрд. в пересчете на сегодняшние деньги). Первые «капустные куклы» появились на свет в 1978 году благодаря дизайнеру Ксавьеру Робертсу. Именовались они тогда «Маленький Народец» (Little People). Каждый забавный человечек ручной работы имел свой «сертификат о рождении» и был неповторим. О массовом производстве кукол поначалу речи и не шло. Но в 1982 году выпуском «Маленьких Человечков» занялась компания Coleco, незначительно изменившая их дизайн и переименовавшая в Cabbage Patch Kids. Массовый выпуск этих забавных кукол ростом примерно сорок сантиметров, с виниловой головой, мягким телом, которое легко стирать, и волосами из толстых крученых ниток, ознаменовал начало эпохи Капустных Деток, которые на время оттеснили на второй план холеную красавицу Барби, и даже появившиеся спустя пять лет миниатюрные игрушки в виде персонажей мультфильма, известного российским детям как «Черепашки-ниндзя», не смогли сравниться по популярности с Cabbage.

90-е годы явили свету не только «Тамагочи», но и мягких медведей и других зверушек, наполненных крупой (Beanie Babies). А главной игрушкой последнего времени Forbes признал… модифицированный самокат Razor Scooter. Только в 2000 году их было распродано более 5 млн. Изначально самокат начал производиться на Тайване. Его создатель Гино Цай признался, что «слишком короткие ноги» не позволяли ему быстро перемещаться по огромной фабрике, что натолкнуло его на идею создания узкого самоката из специального легкого сплава.

Koosh balls

Некоторым игрушкам удается пережить славу не один раз. Например, куклы троллей, бывшие хитом продаж в 60-е годы, пережили повторный бум в 90-е. А сейчас, такой же «кам-бэк» ожидает, по мнению экспертов, Koosh balls, надувные конструкции самой разной формы для игры дома и на улице. Хотя соревноваться им придется, как показала недавняя Американская ярмарка игрушек, с последними достижениями хай-тека. Впрочем, время покажет…

{AprilClubNews}