Конечно, это немного удивительно, что несмотря на то, что почти 70 процентов производимых в мире игрушек – китайского производства, не Китай, а Гонконг является хозяином самой большой в Азии и третьей в мире Торговой ярмарки игр и игрушек. Сейчас игрушечная промышленность переживает не лучшие времена и имеет больше сходства с надоевшей игровой площадкой, чем с блестящим новым велосипедом, какой можно увидеть на рекламных плакатах, - въезжающий прямо в рассвет.

Совокупный эффект экономического спада по всему миру от Аргентины до Японии, а также в Европе и Америке, плюс к этому глобальная безработица стали тисками для азиатской игрушки. Однако открытие Гонконгской ярмарки игр и игрушек 2002 стало для производителей товаров для детей поводом для оптимистического настроя. Хотя бы потому, что нынешняя ярмарка проходит под лозунгом: 2002 - это лучший год для ГОНКОНГСКИХ экспортеров игрушек.

Председатель консультативного комитета по игрушкам при Совете торгового развития (TDC), Edmund Young, пояснил, почему был выбран именно этот лозунг: «2002-й год будет лучшим годом, поскольку мир, торгующий развлечениями и игрушками, надо надеяться, улучшится. Сентябрьские атаки в США, естественно, подорвали доверие потребителя, но отрицательное влияние этого фактора постепенно падает, и ожидается, что показатели экономического роста в США восстановятся к середине 2002 года». И хотя многие экономисты предсказывают еще один тяжелый год, это, скорее всего, означает, что после того, как игрушечный бизнес получил в прошлом году сигнал «game over», в 2002 году ему не удастся достигнуть уровня «highest score».

Что касается статистических данных ярмарки в Гонконге, то количество зарубежных экспонентов увеличилось приблизительно на 9 %. Это внушает оптимизм, хотя, вот что сказал один из производителей игрушек из провинции Guangdong в Китае, обеспечивающей 70% всего китайского производства игрушек: «Мы здесь только потому, что прошедшие несколько месяцев были очень плохими для бизнеса. Обычно у нас достаточно плановых заказов, чтобы полностью загрузить наши промышленные мощности. Но 11 сентябрь способствовало существенному рыночному спаду. И теперь мы вынуждены искать новых заказчиков».

Adam Wong, исполнительный директор компании по производству велосипедов Komda Bicycles, озвучил чувства многих владельцев выставочных стендов: «Мы, производители, по большей части нацеленные на рынки Японии, США и Европы, должны быть осторожны в своих прогнозах. В этом году на ярмарке будет совершено не так много сделок, как в прошлые годы». По мнению Wong и многих других производителей, только сравнительно небольшой австралийский рынок дает возможность получить передышку и изменить траекторию падения экономических показателей в сторону их повышения.

Хотя, разумеется, с точки зрения производителей игрушек, для которых Соединенные Штаты и Европа составляют около трех четвертых всего экспортного рынка, устойчивость австралийского рынка эквивалентна получению теннисного мячика на день рождения вместо ожидаемой игровой консоли.

Steele Chen из Nanching (Китай), чьи 10$ вложений в производство фарфоровых кукол в конечном итоге в США превращались в 100$, признал, что перспективы продаж зависят от таких показателей, на которые ни он, ни его коллеги никак повлиять не могут: «Люди на этой торговой ярмарке покупают меньше, чем обычно. Производство на экспорт в странах Азии и Тихого Океана выросло, но Европа и Америка, которые всегда были основными потребителями нашей продукции, теперь импортируют меньше». В противовес этой мрачной точке зрения можно заметить, что, по крайней мере, родители могут порадоваться тому, что их дети отныне будут предаваться удовольствиям, в большей степени соответствующим здоровому образу жизни. В то время, как показатели экспорта видеоигр и тому подобных игрушек резко упали в Китае в 2001 году, экспорт товаров, связанных с игрой в футбол, баскетбол и волейбол увеличился на 10 процентов. Так что игра продолжается.