Традиционно предновогодние и предрождественские недели считаются сезоном самых больших и самых важных продаж. Особенно это касается продаж игрушек. Однако у производителей игрушек США в этом году совсем не праздничное настроение. За последние полтора года закрылось около 500 магазинов по торговле игрушками. В том числе, Toys R Us и Imaginarium shops.

Отчасти это произошло из-за разрастания сети супермаркетов, «съедающих» около $27 млрд. американского игрушечного бизнеса. Target и другие аналогичные супермаркеты контролируют большую часть продаж на «игрушечном» рынке и выдавливают, таким образом, небольших продавцов.

Не избежали неприятностей и сами производители. Из-за активизации деятельности конкурентов из Азии, прежде всего, Китая крупнейшие американские производители игрушек терпят убытки. Так, уровень продаж кукол Барби и сопутствующих товаров упал на 26%. У современных детей теперь другие запросы. По мнению специалистов по исследованию детской психологии, видеоигры, интернет и разнообразные электронные устройства от мобильных телефонов до портативных компьютеров все больше и больше увлекают подрастающее поколение.

Halo 2

Поэтому накануне Рождества для инвесторов консольного игрового рынка финансовые аналитики из Wedbush Morgan Securities опубликовали очередной прогноз, в котором утверждается, что львиная доля праздничных доходов придется на несколько очень мощных компьютерных новинок. Если говорить конкретнее, то за деньги покупателей будут бороться 11 только-только появившихся игр:

Grand Theft Auto: San Andreas (Take-Two, PS2)
Halo 2 (Microsoft, Xbox)
Madden NFL 2005 (Electronic Arts, PS2)
Need for Speed Underground 2 (Electronic Arts, PS2)
Gran Turismo 4 (SCEA, PS2)
Spider-Man 2 (Activision, PS2)
Tony Hawk's Underground 2 (Activision, PS2)
Pokemon LeafGreen (Nintendo, GBA)
Pokemon FireRed (Nintendo, GBA)
Metal Gear Solid 3 (Konami, PS2)
Mortal Kombat: Deception (Midway, PS2).

Нельзя не отметить, что все эти игры - сиквелы. Wedbush Morgan считает, что каждый из них будет продан тиражом не менее чем в миллион экземпляров. Раньше прочих игр порог в миллион экземпляров преодолеют DOOM 3, Sims 2 и Half-Life 2. А общие продажи консольного «софта» за 2004-й календарный год, согласно тем же прогнозам, составят 218 млн. экземпляров и при этом ровно половина будет сметена с прилавков в последнем квартале года. Понятно, что чем больше денег истрачено на компьютерные забавы, тем меньше остается на покупку традиционных игрушек.

Схожие проблемы, хотя и менее остро, переживает Европа. Европейские дети пока что меньше своих американских сверстников общаются с новыми технологиями, да и европейские супермаркеты не ведут столь агрессивную ценовую политику. Поэтому на кривых европейских улочках все еще можно встретить магазинчики, торгующие старыми деревянными игрушками.

На этом фоне Москва, можно сказать, вообще переживает своего рода игрушечный бум. Если раньше детские универмаги размещались исключительно в центре города («Детский мир» на Лубянке и «Дом игрушки» на Большой Якиманке), то за последние пару лет один за другим открылись детские универмаги на окраинах города (в Гольянове, Марьине и Бибиреве). По мнению пресс-секретаря группы компаний «Детский мир» Евгения Маспанова, от центральных эти магазины отличаются только меньшим метражом и отсутствием дорогих товаров вроде эксклюзивных кукол Барби стоимостью от $100.

В Департаменте потребительского рынка и услуг правительства Москвы уверены, что москвичи, живущие за пределами Садового кольца, нуждаются в магазинах, торгующих детскими товарами, поскольку большинство из них не располагает свободным временем для разъездов по магазинам в центре. Кроме того, приход известного детского универмага в московские спальные районы можно считать началом экспансии неосвоенных районов крупными торговыми точками…

Однако в любом случае, и в Европе, и в России, и, тем более, в США производителям традиционных игрушек, если они хотят оставаться конкурентоспособными, так или иначе, придется вносить какие-то изменения в свою продукцию. По меньшей мере, внедрять новые технологии. И тогда на свет могут появиться такие игрушки, как Room Defender, игрушечный пулемет, стреляющий пластмассовыми дисками. Датчик расположенного на турели устройства фиксирует движения цели и, дав устное предупреждение, приступает к «расстрелу» нарушителя. Эта занятная игрушка для детей хороша еще и тем, что может использоваться как в помещении, так и на улице, а если чадо чересчур расшалится, конструкторы Defender`а предусмотрели возможность его дистанционного отключения.

Главное, в своем стремлении быть оригинальными не стоит доходить до маразма.

Недавно в канадских магазинах появился набор игрушек по компьютерной видеоигре Call of Duty на тему Второй мировой войны. В комплект входят пистолет, противогаз и гранаты, а также несколько солдат, облаченных в форму Waffen SS, летчиков и пехотинцев вермахта... Среди этого войска есть кукла, «состоящая на службе» в дивизии «Тотенкопф» (Totenkopf Division), сражавшейся в Нормандии в 1944 году в составе танкового соединения. Однако главным предназначением дивизии «Тотенкопф» была, как известно, охрана концлагеря Дахау. Именно поэтому эта игрушка вызвала решительный протест Еврейского конгресса Канады.

«Это было фанатичное в смысле идеологии подразделение, насчитывавшее в свои лучшие времена до 40 тысяч человек. Солдаты этой дивизии отличались чудовищной жестокостью», - утверждает Мартин Китчен, профессор истории университета Simon Fraser University.

«После войны прошло 60 лет, но мне все еще больно видеть эту форму. В людях до сих пор жива ненависть, - говорит восьмидесятилетний Сид Сингисер, прошедший через ужасы Освенцима. - Меня удивляет, что кто-то вообще тратит свое время на создание подобных игрушек. Почему нельзя сделать что-то приятное, зачем напоминать все время об этой ненависти?»

В результате из некоторых канадских магазинов игрушку с извинениями убрали. Так, в заявлении сети магазинов Virgin Megastores, торгующих на западе Канады, говорится: «Не желая кого-либо оскорбить, компания приносит извинения за ту боль, которую непреднамеренно мог причинить этот продукт».

Однако один из президентов компании-производителя Plan-B Toys из Огайо со звучной фамилией Крис Бормэн утверждает, что компания не хотела обидеть кого-либо, сделав куклу в форме солдата дивизии «Тотенкопф»: «Оба мои дедушки сражались на войне за мое право делать то, что я хочу. Какой вред от этой игрушки? Всем известно, кто такие были нацисты, все знают, чем это все закончилось. Мы победили. Теперь это просто история».

Так-то оно так. Но не стоит с историей чересчур заигрывать. Другое дело, когда игрушки помогают эту самую историю изучать. Так, в конце 2004 года в Выставочном зале Серпухова открылась выставка «История Страны Советов в игрушке» из фондов Художественно-педагогического музея игрушки г. Сергиева Посада, на которой было представлено 200 экспонатов. Говорят, что нельзя купить «билет в детство», но зато, посетив такую выставку, можно окунуться в атмосферу не только своего детства, но и детства своих родителей, бабушек и дедушек.

Как известно, до революции к изготовлению игрушки относились очень серьезно. Кукол заказывали у иностранных мастеров, в результате, каждая из них является чуть ли не произведением искусства. Совсем другое дело послереволюционные игрушки - артели и кустари-одиночки делали их из дешевого сырья, поэтому куклы 20-х годов - молочница, продавщица Моссельпрома, рабочий – хоть они и не игровые, произведениями искусства не назовешь, это, скорее, символы эпохи. Впрочем, и первые игровые куклы, изображавшие людей разных профессий, прежде всего, отвечали идейным запросам молодого Советского государства – их основная задача была в том, чтобы помочь ребенку через игру получить основы трудового воспитания. Самые популярные игрушки того времени - «красноармеец» и «пионер» – существовали во множестве видов.

Только с 1932 года в Сергиевом Посаде стали делать кукольных мальчиков и девочек. Первыми советскими куклами были куклы с объемными трикотажными лицами. Потом появились куклы с головками из папье-маше, а в 30-е и 40-е годы их сменили целлулоидные из тонкого пластика. Игрушечные девочки мало помалу обзавелись утварью, мебелью и одеждой, которая с течением времени тоже изменялась. 30-е годы отмечены нашествием кукол в костюмах пионеров, моряков, комиссаров, трактористов и красноармейцев. Позже появились куклы «в штатском» - игрушки стали одевать в модные платья и костюмы довоенных лет…

Война отбросила производство игрушек далеко назад, но уже в 1943 году Советское правительство выделило материалы и оборудование для выпуска товаров для детей. А к 1946 году игрушечная промышленность была восстановлена. В 50-х годах появились новые фабрики, изменились технология производства и материалы (появились полимеры и резина), было создано немало новых кукольных образов, таких, как Мальчиш-Кибальчиш и Доктор Айболит. По сказкам Чуковского в 60-е годы была вообще выпущена целая серия мягких игрушек на тему «Африка». Тогда же появились пластмассовые Олег Попов и Юрий Никулин, так что у России тоже есть свой опыт производства кукол-двойников. И относительно недавние попытки создать игрушечных солистов группы «На-на» нельзя считать такими уж новаторскими…

Интересно, что в советское время запрещали не только книги и фильмы, но и игрушки. Одна из самых известных - зеленая погремушка в виде пупсика ленинградской фабрики «Комсомольская правда». По мнению комиссии, следившей за качеством, кукла, как и ребенок, должна быть телесного цвета. Кто-то из партийных начальников решил, что зеленый цвет намекает на голодные времена. В результате борьбы с идеологической диверсией, на фабрике стали делать розовых, т.е. сытых, пупсов. По идеологическим соображениям был отвергнут и красноармеец, изготовленный в мастерской Театра кукол. Солдаты Красной Армии должны были быть стройными и подтянутыми, а этот больше походил на скомороха.

С течением времени новые материалы и технологии привели к поискам новых дизайнерских форм выразительности, и в 80-ые годы появились вездеходы, космические ракеты и т.д. Все больший интерес стали вызывать авторские куклы и игрушки. Наверно, поэтому в России в последние годы выставки игрушек проходят с завидной регулярностью. Более того, «плодятся и размножаются» тематические галереи игрушек. Так, в конце 2004 года в Новгороде прошла выставка-конкурс рукотворной игрушки «Игрушка не должна скучать», а в Санкт-Петербурге отметила первую годовщину «Галерея кукол». Это одна из самых больших в Европе кукольных экспозиций, на которой представлены работы более чем шестидесяти авторов. Получившая за год существования широкую известность не только в Петербурге, но и за его пределами галерея к своей годовщине приурочила открытие новой экспозиции «Вторая жизнь китайского Деда Мороза», на которой произошла реинкарнация кичевых китайских механических игрушек в полноценные художественные произведения.

Так что пусть скептики говорят, что сейчас место игрушки занял компьютер, по-прежнему девочки замирают от восторга при виде красивой куклы, а для мальчишек лучшим подарком является машина. Так что появление все новых и новых компьютерных игр отнюдь не означает, что из нашей жизни исчезнут игрушки из плюша или пластмассы. Недаром именно в игрушках черпают вдохновение дизайнеры интерьеров и рекламщики. Так, интерьер Санкт-Петербургского кафе «Муму» на пл. Тургенева украшает коллекция мягких игрушечных собак ручной работы. Игрушечные собачки стали также оригинальным приглашением на презентацию радиостанции «Европа+», когда она открывала очередной сезон под слоганом «Музыкайф». А компания «Вимм-Билль-Данн» в рекламных целях заключила контракт на выпуск не чего-нибудь новомодного, а мягких игрушек «Рыжий Ап» (ООО «Лава Тойс») и настольных игр «Рыжий Ап» (ОАО «Звезда»). Более того, сейчас разрабатываются программы производства канцелярии под маркой «Вимм-Билль-Данна».

Гарри Поттер

И уж тем более никакая компьютерная игра не поставит под сомнение популярность игрушек, выпущенных по мотивам фильмов для детей, которые в таком изобилии выходят в прокат. Вот, например, ведущий издатель книг, фильмов и музыки в Германии фирма Achterbahn AG подписала расширенный лицензионный договор с Warner Bros. на выпуск потребительских продуктов марки Гарри Поттер. И первый календарь, выпущенный Achterbahn AG, только на территории Германии разошелся тиражом более чем 220,000 копий. Так что самым разным продуктам детского ассортимента может сопутствовать большой успех.

{AprilClubNews}