Крымский мостВ Крым мы отправились 7 ноября. Не самое подходящее время, но 2020-й год много какие планы порушил, в том числе, и самые разнообразные наши. Впрочем, как оказалось, ноябрьское путешествие в Крым имеет свои преимущества.

Во-первых, в ноябре в Крыму относительно свободные дороги. Во-вторых, нет толп людей, что в условиях пандемии коронавируса очень кстати. Ну и, в-третьих, цены в гостиницах гораздо ниже, чем в горячий сезон.

Феодосия

Феодосия

Изначально маршрут наш выглядел следующим образом: Москва - Ростов-на-Дону - Керчь - Коктебель - Судак - Партенит - Ялта - Севастополь - Феодосия - Воронеж - Москва. Воронеж, правда, в конце концов из travel-листа выпал, так как при формировании наших долгоиграющих планов мы не учли то, что световой день будет весьма коротким, и перемещаться между городами мы станем вечерами. Соответственно и в Феодосию, конечный пункт в Крыму, приедем тоже во второй половине дня, соответственно, смотреть город придется следующим утром, и выехать на Воронеж прямо «с ранья» нам не удастся. В результате, заночевали мы, не доезжая до Воронежа часа четыре. Впрочем, возможно, мы не смогли бы доехать до Воронежа при любом раскладе - как раз на 17 ноября пришёлся сильнейший снегопад, заваливший снегом и Ростовскую, и Воронежскую области. А ехать в ночи под идущим довольно плотной стеной мокрым снегом - то ещё удовольствие.

Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону

Но вернёмся к началу нашего путешествия.

Итак, дорога от дома до Ростова-на-Дону заняла у нас 12 часов. Ехали мы по платной, там можно держать скорость выше, да и дорога была, по крайней мере, двухполосной. Стоило нам это, если судить по данным транспондера, 2100 рублей в обе стороны. В Ростове мы провели две ночи, и в Керчь выехали в первой половине дня. Прямой трассы в Крым нет, ехать пришлось какими-то зигзагами: дорога однополосная, часто скорость ограничена 40 км в час, а если и не ограничена, то обязательно найдется какой-нибудь паровоз, за которым приходится уныло тащиться. Так что семь часов пути, обещанные навигатором, превратились часов в девять. Представляю, какие пробки собираются на этом участке летом.

Крымский мост

Надеюсь, что нормальная дорога Ростов-на-Дону - Керчь рано или поздно появится, потому что пока смысла в Крымском мосту, таково его официальное название, а не Керченский, как многим кажется, немного - разве что не нужно ждать парома, и переправа не зависит от погодных условий.

Помимо плохих дорог (да, меня по-прежнему удивляют плохие дороги в России), меня поразило ещё то, что печально известная станица Кущевская это не какая-то там глушь, а довольно большой населённый пункт совсем недалеко от Ростова-на-Дону.

Крымский мост

Только километров за 50 до Крымского моста местечковая «трасса» превратилась в федеральную, чтобы плавно перетечь в сам мост длиной 19 км. В Керчь мы въезжали вечером, так что не особенно разглядели это достижение отечественных мостостроителей, но на обратном пути проезжали этот участок днем, так что имели возможность насладиться впечатляющим строением в полной мере.

Крымский мост

Всё-таки, как ни крути, это самый длинный из когда-либо построенных в России мостов, соединяющий Керченский и Таманский полуострова через остров Тузла и Тузлинскую косу и состоящий из двух параллельных транспортных путей — автодорожного, являющегося частью дороги А-290 (Керчь — Новороссийск), и железнодорожного, являющегося частью линии Багерово — Вышестеблиевская.

Крымский мост

Кстати, как оказалось (мы об этом вычитали в Оранжевом гиде по Крыму, написанном Дмитрием Ершовым), Крымский мост уже существовал. Было это во время Великой Отечественной войны. Когда Гитлер захватил Крым, он озадачился переброской на Кавказ военной техники, и в 1943-м году немцы завезли в Керчь металлоконструкции для строительства железнодорожного моста. Построить ничего не успели, а вот Сталин решил эту затею реализовать, и в ноябре 1944-го года движение по мосту было открыто. В феврале 1945-го по нему даже прошёл «спецпоезд», принадлежащий Ворошилову. Но шесть дней спустя мост рухнул под напором льда. И восстанавливать его не стали.

Крымский мост

Было бы прикольно увидеть, как параллельно нашему движению по железнодорожному мосту идёт поезд. Но увы.

Впрочем, впечатлений и так хватило. Мост такой длинный, что за то время, что едешь по нему, погода может кардинально поменяться. И не один раз.

Крымский мост

Одну мою подругу особенно интересовало, видно ли с моста море. Море, разумеется видно, хотя и не так хорошо, как с парома, когда вокруг него, по словам очевидцев, прыгают дельфины.

Естественно, мы на дельфинов не рассчитывали, но вот что касается погоды - были неприятно удивлены. Плюс 13-15 градусов в Крыму в ноябре оказались не очень комфортными. Одеваться стоило теплее.

Керчь

Керчь

{AprilClubNews}