41-й Российский Антикварный СалонС 15 по 23 октября в Центральном Доме художника на Крымском Валу проходил 41-й Российский Антикварный Салон, участие в котором приняли около 250 галерей из различных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Боровска, Великого Устюга, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Перми, Самары, Саратова, Ставрополя, Челябинска и Ярославля, а также из Германии, Италии, США, Франции, Армении и Беларуси

На стендах участников гости Салона, как известные коллекционеры и ценители искусства, так и широкий круг посетителей, многие из которых делают свои первые шаги на поприще коллекционирования, смогли увидеть и оценить живопись западноевропейских старых мастеров и полотна отечественной реалистической школы, ювелирные изделия и классика винтажа, предметы декоративно-прикладного искусства разных континентов и эпох, императорский и советский фарфор, памятники иконописи, скульптуры, библиографические редкости, антикварная мебель и произведения многих других жанров искусства. В этом году особенно широко было представлено искусство Италии: на стендах галерей Altomani, Leda, Moretto посетители увидели множество произведений искусства – от живописи и скульптуры позднего Ренессанса и раннего Нового времени до изящных ювелирных украшений рубежа XIX-XX вв.

Гостей осеннего Салона по традиции ждал также обширный перечень произведений российских и советских художников – в числе работ дореволюционной поры были портреты императора Александра I (1802-1805 гг.) и барона А.С. Строганова (1790-е гг.) кисти В.Л. Боровиковского, портрет адмирала И.Л. Голенищева-Кутузова (конец XVIII в.) работы Д.Г. Левицкого, «Спасение после кораблекрушения» И.К. Айвазовского (1858 г.), «Москва. Вид на Нескучный сад» А.П. Боголюбова (рубеж 1870-1880-х гг.), «Евхаристия» В.М. Васнецова (1904-1906 гг.), «Задумчивый Амур» И.И. Нивинского (1913 г.), полотна В.Д. Поленова «Причал. Венеция» (1897 г.) и «Река Оять» (1910-е гг.). Советская школа живописи будет представлена на Салоне, в частности, работами «Пристань в Мурманске» (1936 г.) и «Река Протва» (1951 г.) П.П. Кончаловского, «Рытье котлована» П.В. Кузнецова (1930 г.), «Портрет жены» Г.Г. Нисского (1940-1950-е гг.).

41-й Российский Антикварный Салон

Из произведений западноевропейского искусства следует выделить полотно Людовико Карраччи «Мадонна ди Барджеллини» (1588 г.), «Благовещение» Джузеппе Чезари по прозванию Кавалер д'Арпино, «Роскошный охотничий натюрморт с овощами и фруктами» Франса Снайдерса и мастерской (первая половина XVII в.), «Цветочный натюрморт в древнегреческой вазе со сценой состязания Марсия и Аполлона» Николя Бодессона (середина XVII в.).

Специальная экспозиция 41 Российского Антикварного Салона «СТРАСТЬ МОЯ – ОХОТА» была посвящена теме охоты, одному из самых любимых, увлекательных, захватывающих аристократических развлечений, в художественной культуре конца XVIII – начала XX веков (куратор – Людмила Ароновна Дементьева, кандидат исторических наук, заведующая отделом металла Государственного Исторического Музея, лауреат Государственной премии РФ).

Охота была не только интересным времяпрепровождением, но и представляла увлекательное состязание, азартную игру, позволявшую уверенным в своих силах людям проявить себя в экстремальных ситуациях. Это был особый мир со своими правилами, традициями, модой, этикой и эстетикой. Охотничьи сюжеты традиционно являются одними из наиболее популярных в истории мировой художественной культуры, что делает произведения искусства с охотничьими сюжетами предметом специального коллекционирования. Эти произведения для истинных любителей этой тематики являются такими же предметами ловли, как и добыча для охотника. И, хотя для настоящего охотника первостепенным является не столько добыча трофея, сколько сам процесс охоты, для собирателя предметов охотничьей тематики во многом особую ценность может представлять не столько художественный уровень исполнения, сколько точность в передаче отдельных эпизодов и событий охоты. Это в немалой степени было обусловлено спецификой охотничьего жанра, сложение и развитие которого обуславливали аристократические заказчики.

Во все времена особо ценились те произведения, которые отчетливо демонстрировали свободное знание художником или скульптором анатомии и повадок изображаемых зверей, способах охоты на них, умении профессионально и точно изобразить детали разных видов охоты. К числу подобных работ относятся произведения русской школы художественной пластики, и, в первую очередь, произведения известного русского скульптора Николая Ивановича Либериха (1828 – 1883 гг.). Теме охоты – одного из наиболее известных увлечений российского дворянского общества – Либерих посвятил многочисленные скульптурные композиции, которые пользовались широкой популярностью не только в России, но и за рубежом. Охотничьи сцены, в которых скульптору удавалось блестяще передать охотничий азарт, объединявший в единое целое всех участников охоты, после Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году получили широкую известность и пользовались особым предпочтением в Англии.

41-й Российский Антикварный Салон

В середине 1860-х гг. Либерих неоднократно присутствовал на охотах императора Александра II, который, как известно, был страстным охотником. Результатом охоты императора 9 марта 1865 года в охотничьем хозяйстве Лисино, в 50 км к югу от Петербурга, стал эффектный охотничий трофей, который чуть было не стоил императору жизни. «Лисинский медведь», поразивший своими размерами даже бывалых охотников, стал своеобразной моделью для скульптора,  сумевшего не только точно воспроизвести внешний облик медведя – не случайно у надписи на шильде размещены линейные меры, обозначающие масштаб изображения, – но и передать характерное мимолетное состояние животного, почуявшего опасность. Фигура стоящего на задних лапах медведя завоевала широчайшую популярность.

Наряду с подобными, пользующимися заслуженной известностью произведениями, на выставке были впервые представлены эффектные сцены охоты в Туркестане, выполненные по моделям неизвестного русского скульптора, работавшего в последней четверти XIX века.

Первая из них представляет эпизод охоты на кабана, исход которой определил меткий выстрел из пистолета. Охота на кабана с пистолетом была крайне опасной и требовала особенного бесстрашия и ловкости охотника. Не случайно композиция названа «Русский Мелеагр» – аллюзия на известного этолийского героя Мелеагра, победившего свирепого вепря в знаменитой Калидонской охоте, собравшей самых отважных античных героев. Очевидно, что автор модели был досконально знаком с особенностями такой охоты – пистолет направлен в голову свирепого зверя: «У старых секачей образуется на спине и по бокам что-то вроде брони, почти неуязвимой для пуль ...эта броня предохраняет бока животного».

Сюжетом второй композиции стал драматичный эпизод охоты на тигра, которая происходила в 1874 году в урочище Кара-Узяк (южный Казахстан). После присоединения Туркестана к России  во второй половине 1860-х гг. пришедшая ранее в упадок охота на тигра приобрела широкие размеры. Охота на тигров получила широкую популярность среди русских военных из пограничных частей, где образовывались специальные "охотничьи команды" из казаков и офицеров.

Несмотря на многочисленные описания, охота на тигра крайне редко являлась предметом художественного изображения. Представленную на выставке скульптурную композицию, в которой детально воспроизведена сцена охоты на тигра с точным обозначением места и времени, с полным основанием можно отнести к уникальным произведениям. 

41-й Российский Антикварный Салон

Композиция построена таким образом, что ее можно рассматривать с разных точек, что предоставляет дополнительную возможность наблюдать и сопереживать каждому отдельному моменту схватки. Сцена наполнена особенной эмоциональностью, которая передается зрителю. Свободной, уверенной моделировкой выполнены не только характерные реалии, исполнены особенности текстур различных материалов, но и переданы выражения лиц персонажей.

К редким образцам «охотничьего жанра» можно отнести и выразительную шпалеру с изображением экспрессивной сцены охоты на медведя. Шпалера была выполнена по картону русского художника П.П. Соколова (1821 – 1899 гг.) в последней трети XIX века на одной из французских мануфактур – уникальный пример сотрудничества французских ткачей и русского художника.

В числе живописных и графических произведений, представленных на выставке, – редкий, полный особенной пронзительной красоты, романтический охотничий «Пейзаж с глухарями», выполненный талантливым художником графом Владимиром Леонидовичем Муравьёвым (1861—1940 гг.), лист из серии «Охота на лосей» художника Александра Сергеевича Хренова (1860 – 1926 гг.), собирателем акварелей которого был страстный охотник великий князь Николай Николаевич Младший.

В числе предметов декоративно-прикладного искусства – тарелки из знаменитого «Охотничьего сервиза», эффектного подарка Екатерины II генерал-фельдцейхмейстеру Григорию Орлову. Изделие было выполнено на Императорском Фарфоровом заводе по образцу сервиза Мейсенской мануфактуры 1760-х гг. Позднее его дополняли по заказам российских императоров от Павла I до Александра III. Представленные тарелки с маркой "АII" украшены различными сценами охоты на фоне романтического пейзажа.

На выставке впервые экспонировались обладающие мемориальным значением исторические раритеты – графин и стопа из сервиза Императорского дворца в Беловеже, месте проведения знаменитых охот российских императоров.

41-й Российский Антикварный Салон

Произведения для выставки предоставлены антикварными галереями и коллекционерами Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСПОЗИЦИИ 41 РОССИЙСКОГО АНТИКВАРНОГО САЛОНА

По давно сложившейся традиции, в центральной зоне Салона, где были расположены стенды наиболее авторитетных антикварных галерей, посетители познакомились с рядом тематических экспозиций, направленность которых демонстрирует стабильность коллекционерских пристрастий.  

Западноевропейская живопись XVII вв.
Галерея Old Masters Gallery

Экспозиция демонстрировала произведения искусства старых мастеров Северной Европы XVII в. – картины исторического и религиозного жанров, натюрморты и пейзажная живопись ведущих художников фламандской, голландской и немецкой школ. Также публике была представлена картина флорентийского художника XVI в. Якопино дель Конте «Святое Семейство», недавно открытая от поздних записей и являющая собой прекрасный образец искусства итальянского маньеризма.

Шедевры русского модерна
Антикварный Салон «На Кутузовском, 24» 

В экспозиции были представлены выдающиеся произведения русского декоративно-прикладного искусства начала XX века. Русские ювелирные фирмы были среди признанных лидеров течения Art Nouveau или модерна, широко используя в творчестве изысканные выразительные линии, флоральные мотивы, а также развивая в русле модерна собственный «оригинальный русский стиль». Художественные изделия русских мастеров имели огромный успех на международных выставках, неизменно поражая европейскую публику глубоко национальной трактовкой Art Nouveau. В состав экспозиции вошли изделия фирм К. Фаберже, И. Хлебникова, Ф. Лорие, О. Курлюкова, Н. Немирова-Колодкина и других выдающихся серебряников и ювелиров начала прошлого столетия. Модерн в первую очередь и наиболее ярко проявил себя в серебряных изделиях, утилитарных и декоративных, окладах икон, жанровом литье и украшениях. Одним из самых ярких явлений модерна в русском декоративно-прикладном искусстве стали работы керамической мастерской Императорского Строгановского училища.  

Французское стекло Ар-деко
Галерея «АА – АмпирАнтик»

К 90-летию с начала производства художественного стекла Деге (Франция) была представлена уникальная коллекция произведений как самого Деге (Давида Герона), так и его современников – Сабино, Этлинга, Лалика, Шнайдера, П. д'Авена, Э. Казо и других. Непревзойденное качество работы этих мастеров, опиравшихся на достижения своих предшественников, до сих пор является эталонным, а их изделия из опалесцентного стекла стали объектом поиска и коллекционирования. В состав экспозиции вошёл также шедевр работы Сабино – ваза "Хоровод" (1925 г.).
    
Российские художники-символисты начала ХХ в.
Галерея «Веллум»

В экспозиции были представлены работы российских художников, составляющих основной круг деятельности галереи. Это символисты Борисов-Мусатов, Бенуа, Бакст, Нивинский – художники поэтического направления.

Основной акцент был сделан на графические работы. В состав экспозиции войдут картины «Задумчивый Амур» И.И. Нивинского, «Декоративный мотив» Л.С. Бакста и другие выдающиеся произведения, имеющие коллекционное и музейное значение.

Япония периода Мэйдзи
Галерея «Искусство Востока»

Основу экспозиции составили предметы декоративно-прикладного искусства Японии периода Мэйдзи (1868 – 1912 гг.). В коллекции присутствуют изделия из бронзы, фарфора, кости, декоративные панно, уникальные вазы, выполненные в технике перегородчатой эмали, мебель, а также произведения живописи той эпохи.

Многогранность русского модерна
Арт-центр «Алексеевское подворье»

Сказочный, национально-романтический, самобытный – таким определяют стиль русский модерн. Экспозиция раскрыла многогранность этого направления.

В рамках выставочного проекта были представлены уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, столярного дела, керамических мастерских конца XIX – начала XX века. Украшением стенда станет буфет, выполненный Мастерскими Кустарного Музея по эскизу С.В. Малютина.

Творчество Николая Соболева
Галерея графических искусств и компания «Антик-Инвест»

Экспозиция представила собрание работ замечательного русского художника и педагога Николая Николаевича Соболева (1874-1966).

Являясь основоположником отечественной науки о декоративно-прикладном искусстве, основателем кустарного музея и музея тканей в Москве, ведя активную преподавательскую деятельность и будучи автором множества тематических монографий об истории русского ДПИ, Николай Соболев в течении всей своей жизни продолжал писать, отдавая предпочтение технике гуаши и  акварели.

Основу экспозиции из 20 ранних графических работ составили флористические мотивы в  декорировании  набивной ткани и бумажных обоев. Как писал сам художник, цветы «своими яркими анилиновыми колерами представляли исключительное декоративное украшение».

Памятники иконописи
Галерея «Кардашиди – арт»

На стенде были представлены иконописные работы XVI-XX вв. различных школ – московской, новгородской, псковской, школ Центральной России и т.д.

Центром экспозиции стало редкое произведение православного западноукраинского искусства, развивавшегося в едином русле с греческим, – икона «Святой архангел Михаил» XVI в. Икона, относящаяся к восточно-карпатскому региону, ранее находилась в собрании Бориса Анрепа, яркого представителя «Русского зарубежья», в Великобритании.
    
«Путешествия русских художников»
Антикварный салон «Русскiй модернъ»

В экспозиции были представлены пейзажи, созданные во время поездок художников конца XIX – начала XX веков. Путешествия на восток проиллюстрируют произведения Д. Бурлюка, Р. Зоммера,  А. Андронова. Очарование среднерусской природы – картины Ф. Васильева, А. Лаховского, С .Колесникова. Европейские зарисовки – этюды А. Боголюбова, К. Коровина, А. Бенуа ди Стетто. Виды  Крыма представит картина «Ялта» выдающегося  живописца И. Крачковского.

Интересным экспонатом для посетителей стал стереоскоп начала ХХ века с подборкой слайдов, снятых во время путешествий 1905-1913 гг.

Русский классицизм и неоготика XIX в.
Антикварный салон А. Лелянова (Санкт-Петербург)

Основой тематической экспозиции стала совершенная красота эпохи русского классицизма первой трети XIX века и уют обстановки, который рождается благодаря сочетанию с изысканными произведениями декоративно-прикладного искусства в стиле неоготики того же периода.

Среди них прежде всего обращали на себя внимание зеркало-псише орехового дерева производства фирмы П. Гамбса 1820-30-х гг., парные неоготические подсвечники золоченой и патинированной бронзы из семьи издателя Ефрона и изготовленный в аналогичной технике подсвечник – миракль, бытовавший до этого в провинциальном городе (происходящий, видимо, из помещичьей усадьбы).

Шедевры русской портретной живописи  второй  половины  XVIII – начала XIX вв.
Галерея  «Suslov  Fine  Arts» (Санкт-Петербург)

Экспозиция была составлена из уникальных произведений русских и зарубежных мастеров, живших и работавших в России. Среди них – работы XVIII-XIX вв. таких выдающихся художников-портретистов, как Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Георг Кристоф Гроот. Подобная картинная галерея могла бы сделать честь многим известным государственным собраниям.

Среди безусловных шедевров экспозиции – портрет молодого Александра I кисти Боровиковского, изображающий императора в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного, и портрет И.Л. Голенищева-Кутузова работы Левицкого конца XVIII века, на котором адмирал предстает в мундире Морского корпуса зеленого цвета с белым приборным сукном (из-под мундира виден парчовый золотой далматик с нашитым белым мальтийским крестом, которым Голенищев-Кутузов  был  награжден  в 1798 году), с орденами Св. Андрея Первозванного, Св.  Владимира I степени, Св. Анны и Командорским крестом ордена Св. Иоанна Иерусалимского (Мальтийского).

Искусство Италии XV – XVII вв.
Галерея  Altomani (Италия)

Основу экспозиции составили произведения живописи (полотна и темпера) на библейские сюжеты и сюжеты из античной мифологии.

На стенде были представлены работы таких известных итальянских художников, как Людовико Карраччи, Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато), Джузеппе Чезари по прозванию Кавалер д'Арпино, Андреа Ваккаро, Лука Джордано, Гвидо Каньяччи, Лоренцо Венециано и других видных представителей Ренессанса и барокко.