Пока шекспироведы всего мира пытаются ответить на главный шекспировский вопрос: был ли паренек из Стратфорда-на-Эйвоне, актер театра «Глобус» Уильям Шекспир тем, кто написал 154 сонета, 37 пьес, поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция», создатели выставки-иллюзии «Алиса в Стране чудес» придумали свой, приуроченный к 400-й годовщине смерти великого драматурга, «ответ Чемберлену».
23 мая в подклете особняка Салтыковых-Чертковых, где в XVII веке, то есть, тогда, когда жил и творил Бард, на этом месте были деревянные палаты царевичей касимовского царства, их стараниями открылась выставка-аллюзия «Шекспир/тайна/400». Экспозиция, разместившаяся в подземелье с его мистическим светом, бесконечной анфиладой арок, сводчатыми потолками, скрипучими лестницами, впервые, к слову, открывшемся для публики, построена по принципу оживающего пространства – все можно увидеть, потрогать, почувствовать и даже понюхать.
На выставке представлены более 100 интереснейших экспонатов: театральные афиши разных времен из Театрального музея им. А. А. Бахрушина, авторские куклы, костюмы шекспировских героев, выполненные выпускниками МХТ, ГИТИСа и ВГИКа, фигуры - в человеческий рост – всех комических персонажей, «8 тайных портретов Шекспира», «готическая кровать» (художник-дизайнер В. Делог), упомянутая Шекспиром в завещании, платье Елизаветы 1, над созданием которого работало 13 художников, клозет ХVI века, тень отца Гамлета, «Орган запахов» с ароматами «Тюдоровской идиллии», театра «Глобус» и 12 самых известных шекспировских пьес, «старинная» лодка, на которой можно переплыть Темзу, чтобы попасть на представление в театр «Глобус», наконец, макет театра «Глобус» (мастерская художника - постановщика П. Пророкова).
Размеры макета - 2х2 м - позволяют рассмотреть сцену, атриум, амфитеатр, партер со стоячими местами по 2 пенса и местами для знати того самого здания, которое было построено в 1599 году на средства труппы актёров Lord Chamberlain’s Men, к которой принадлежал и Шекспир, к сожалению, уничтоженного в результате пожара 29 июня 1613 года. Так что даже тот «Глобус», в который туристы (и я не исключение) толпами ходят в Лондоне, на самом деле всего лишь воссозданный (да ещё на расстоянии около 200 метров от места первоначального месторасположения театра) по описаниям и найденным при раскопках остаткам фундамента новодел.
Забавно, что стены зала, где расположен макет, украшают фигуры трубадуров, в которых можно узнать музыкантов Beatles. Вообще, для внимательного посетителя визит в особняк Салтыковых-Чертковых может стать настоящим квестом.
«Мы не претендуем на аутентичность - признаётся автор идеи проекта Мария Милютина. - Наша выставка – лишь намек на шекспировскую эпоху. Для нас важно создать универсальное современное музейное пространство, стилизованное под елизаветинскую эпоху, и место это, прежде всего реконструкция духа, а не быта. Ключевая для нас - личность Елизаветы. Только в елизаветинскую эпоху могло возникнуть такое уникальное литературное явление, как Шекспир. Театр был трибуной власти, а все «Шекспиры», если можно так выразиться, - «слугами ее королевского величества».
Поэтому на выставке есть отдельный зал (в прошлом, при, так сказать, законных владельцах, это была частная публичная библиотека - любой мог зайти, выбрать книгу, сесть и почитать), посвященный покровительствующей театру монаршей особе. И пока взрослые будут разглядывать реплики костюмов елизаветинской эпохи, дети, наверняка, придут в восторг от такой забавы времен Шекспира, как «хождение по потолку» с помощью зеркальца. Там, в вышине, как в любимой пьесе королевы «Сон в летнюю ночь», расцветает волшебный сад и над гигантскими трехметровыми одуванчиками (художники Ольга-Мария Тумакова и Вадим Воля) порхают эльфы и феи.
Еще одно интересное пространство – «Лабиринт Овидия». Как известно, автор «Метаморфоз» был для Шекспира важнейшим «поставщиком» любовных историй и мифов. Спускаясь в тёмный зал, бывший когда-то винным погребом, можно взять из корзины клубок с «нитью Ариадны», фонарик и отправиться на поиски... Минотавра?
А ещё посетителей ждут в «Келье сонетов» с ожившими видео-инсталляциями с картинами прерафаэлитов, рисунки Юлии Бугуевой из проекта ГАМЛЕТЙОРИК (по мнению художника, именно шут является главным героем знаменитой пьесы, а сама пьеса, ни что иное, как алхимический трактат) и гигантское перо, которое так и просится в селфи.
А в зале, украшенном «розами» на антикварном железе (художник Т. Спасоломская), где «заработала» Почта Джульетты. Написанное вами письмо, опущенное в старинный палисандровый ящик, благодаря Почте России гарантированно отправится в Верону, где на него непременно ответит секретарь Джульетты! Так что пишите обратный адрес разборчиво.
В общем, «игра в Шекспира» начинается, главное, включить воображение, и «дела давно минувших дней» покажутся такими близкими-близкими...
{AprilClubNews}