Вторая часть приключенческого боевика «Пираты Карибского моря» стала первым в истории фильмом, преодолевшим отметку $300 млн всего за 16 дней, собрала $321,7 млн за 17 дней проката и застолбила себе место в двадцатке самых кассовых фильмов всех времен и народов. Так что фразу - «Ну, ты - пират!» - можно считать самым забойным комплиментом этого лета.

Джек Воробей подсадил на пиратскую тематику не только киноманов, но и производителей игрушек. Естественно, не воспользоваться открывшимися маркетинговыми возможностями было бы совершенно непростительно. И вот уже Джонни Депп улыбается нам с упаковок самых разных товаров. Лицензионные фигурки героев карибской эпопеи соседствуют с пиратскими наборами Lego и Playmobil. Даже такие популярные настольные игры, как Life (Жизнь) и Монополия, вышли этим летом с «пиратской» начинкой. И, как ни крути, а играть в них намного увлекательнее, чем в традиционные варианты.

«Пираты Карибского моря»

Как известно, дети - особая группа потребителей со своими привычками и предпочтениями. И группа весьма обширная. По официальной статистике, в России проживает около 28,5 млн детей до 16 лет (около 20% населения), из них в столице - около 1,3 млн (чуть меньше 10% москвичей). По подсчетам аналитиков агентства Symbol-Marketing (Symbol Advertising Group), общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется в пределах $4,5 млрд - $7,5 млрд. И, по прогнозам аналитиков, этот рынок будет ежегодно расти на 20-25% еще несколько лет.

Кроме того, нельзя не учитывать, что, привязывая ребенка к тому или иному бренду, производитель работает на перспективу. Ведь, взрослея, дети сохраняют часть своих потребительских привычек. Поэтому так часто производители самых разных товаров и игрушечники сливаются в едином порыве.

Рекламисты отмечают любопытную особенность детского потребления: дети отдают предпочтение не одной из двух жвачек или шоколадок. Они выбирают то, что им принесет сегодня наибольший фан, т.е. развлечение, получивший у специалистов название Kids'Fun.

Именно поэтому крупные западные компании - Nestle, Danone, Frito Lay - превращают упаковку своих продуктов в «игрушку» иди «игровое поле». Например, на пачках завтраков Nesquik печатаются головоломки и загадки, детям предлагается пройти лабиринт, составить слово или вырезать из упаковки фигурки героев того или иного фильма вроде «Хроник Нарнии».

«Дети хорошо разбираются во всех модных тенденциях и направлениях, они в курсе всех самых актуальных новинок, для них очень важен фан, - отмечает Ольга Грамолина из BBDO Moscow. - Когда проводилась акция «Татумания» для Cheetos, среди детей были очень популярны татушки». Поэтому в чипсы вкладывались необычные и забавные татуировки.

В отличие от взрослых, готовых собирать крышки и этикетки, дети желают получать призы «здесь и сейчас». По мнению Юлии Юзбашевой, директора ValidataKIDS, «современные дети, растущие в мире мобильной связи, интернета и реалити-шоу, привыкли ко всему интерактивному и мгновенному, поэтому промоакции типа «собери и вышли» не находят широкого отклика - дети предпочитают получить нечто маленькое, но сразу».

В этой связи уже не кажется странным, что в Америке с каждым годом увеличивается предложение детской одежды, «укомплектованной» той или иной игрушкой. И если эта игрушка топовая, да еще и прикольная, такая, как, например, пиратский аксессуар в этом сезоне, то успех продажам будет обеспечен.

Ведь ребенок не только заставляет родителей купить ему что-то эдакое, но и с удовольствием тратит на игрушки свои собственные сбережения. Нельзя недооценивать его возможности как самостоятельного покупателя. Практика показывает, что сумма карманных денег, которой располагает современное подрастающее поколение, достигает весьма внушительного размера. Так, в прошлом году объем карманных денег у московских детей от 4 до 15 лет, по данным КОМКОН, достиг $228 млн. По словам Дарьи Царьковой, специалиста отдела маркетинга Soldis, карманные деньги появляются у каждого пятого российского ребенка в четыре года (22%), к 7 годам свои деньги есть у 67% детей, а после 10 лет - у 82%.

Но как заинтересовать ребенка, как привлечь его внимание - вот в чем вопрос? Прошли те времена, когда игрушку ребенку выбирали родители. Теперь он сам формирует спрос. Ведь 52% зрителей рекламы составляют дети 4-8 лет. Только задумайтесь! Это же большая часть аудитории! Более того, психологические исследования последних лет показывают, что ребенок усваивает 80-90% информации, предлагаемой ему с телеэкрана, тогда как 40-летний взрослый только 45-55%.

«Ребенок - гораздо более лояльный и внимательный зритель, чем взрослый, - считает Наталья Березовская, директор украинской исследовательской компании Kidnapping. - Реклама для него - не назойливый перерыв в программе, а мини-фильм, через который познается мир».

Впрочем, навязать свой товар ребенку можно также, задействовав виртуальный мир. В выходящих в последнее время компьютерных играх мелькают Coca-Cola, Best Buy, Pringles, Jeep, LG и другие мировые бренды. Компания McDonald`s заплатила $500 тыс. за право кормить героев игры The Sims Online своими виртуальными гамбургерами. В России свои игры пока есть только у марок «Скелетоны» и «Рыжий Ап», но это только пока. Ведь у нас тоже снимают кино…

Что же касается хита этого года, пиратов Карибского моря, то их успех по-своему символичен. Ведь, как известно, пираты охотились за сокровищами. А разве не за тем же охотятся рекламисты и маркетологи? За самым большим сокровищем, какое только можно представить - за нашими детьми. А точнее, за их выбором, который оборачивается звонкой монетой.

{AprilClubNews}