Многие игрушечные бренды считаются более чем успешными, и их доходам можно только позавидовать. Например, бренд Hello Kitty, принадлежащий японской компании Sanrio, приносит своим владельцам каждый год примерно $1 млрд. Суммарный тираж всех игр под брендом Pokemon за 10 лет своего существования составил астрономические 150 миллионов экземпляров. А это около $15 млрд. прибыли. Весьма популярна и последняя игра серии Pokemon XD: Gale of Darkness для владельцев GameCube, насчитывающая уже 40 миллионов проданных копий, так что новые рекорды не за горами.

Но самым богатым вымышленным героем считается Микки Маус компании Walt Disney. Доходы от продаж игрушек, фильмов и другой продукции, в которой используются изображения Микки Мауса и его друзей, приносят их создателям порядка $5 - $6 млрд. ежегодно. Примерно столько же зарабатывают Винни Пух и компания. И то ли еще будет. Совместно с MacDonald’сом Disney планирует запустить инновационный сервис продаж детских обедов «Хэппи Мил». Речь идет о выпуске портативного плеера, на который с помощью беспроводной связи можно будет загрузить фрагменты программ, игр, цифровых аудио- и видеофайлов. При покупке каждой новой порции картошки, гамбургера или кока колы дети будут получать очередной цифровой бонус. Такая «сериальность» весьма эффективна при раскрутке новых брендов, но и для старых бывает не лишней.

Микки Маус

Поняли это и в России. Правда, пока у нас нет аналогов Микки Мауса. Зато есть весьма популярный даже в Японии Чебурашка, ставший в год своего 40-летия талисманом нашей олимпийской сборной. И уже во второй раз, между прочим - он был российским талисманом и на Олимпиаде в Афинах в 2004 году. Есть героиня сетевого мультсериала Масяня, продажа кукол которой, по словам ее создателя Олега Куваева, приносит авторам около $1 тыс. в месяц. Есть матрешки, которые, возможно, скоро станут весьма популярным спортивным сувениром в США. Пусть при этом розовощекие барышни превратятся в звезд американского спорта, изначальная концепция «вложенных кукол» будет полностью сохранена. Компания «Бенсуссен Дойч энд ассошиэйтс» уже представила партию баскетбольных матрешек для клуба НБА «Мемфис». С тех пор еще 11 баскетбольных команд заказали себе такие же сувениры. Компания «Куперсберг спортс» получила лицензии американской бейсбольной лиги и ассоциации автогонщиков НАСКАР. По мнению ее президента Скотта Пино, матрешки-спортсмены должны стать новым объектом коллекционирования в предстоящие несколько лет. А сама идея внедрения матрешек на американский спортивный рынок принадлежит компании «Ньюскрафтерс», которую возглавляет бывший украинский баскетболист Александр Крылов.

Но это еще не все. Три года назад в компании Fun Game, занимающейся производством детских игр и дизайном упаковок, родились Смешарики - герои российского анимационного сериала для детей и компьютерных игр компании «Новый Диск», смешные зверюшки, которые скоро также появятся на прилавках магазинов.

Кто же это такие?

«Смешарики»

На Международном фестивале 2005 China International Cartoon and Digital Art Festival, который проходил в китайском городе Гуанчжоу, сериал студии «Петербург» «Смешарики» завоевал Гран-при, став лучшей из 123 работ, представленных 17 странами мира, в том числе, Великобританией, Францией, Японией, США, Германией, Ираном и Россией. На волне этого успеха ООО «Смешарики» заключило договоры с китайскими и российскими фирмами на производство игрушек-персонажей, детских товаров, игр и журналов.

«Более 10 фирм из Китая, Кореи, Гонконга и России будут изготавливать по нашей лицензии детские игры, игрушки и сувениры, - говорит генеральный продюсер проекта «Смешарики» Илья Попов. - Приоритеты при выборе восточных партнеров объясняются тем, что у российских производителей пока еще не налажена работа с производством лицензионного товара. За использование бренда мы рассчитываем получать 10-12% от объема продаж. «Смешарики» создавались в первую очередь как четко построенный коммерческий проект. Основная задача - создать персонажей, которые станут брендом, а мультфильмы необходимы для их раскрутки. Я считаю, сейчас нет ни одного российского детского бренда, который мог бы быть по-настоящему конкурентоспособным одновременно в нескольких товарных группах. Наш проект задуман именно таким».

Кино, вообще, с точки зрения раскрутки игрушечных брендов является одним из самых успешных механизмов. Тут можно снова вспомнить Микки Мауса. Но не только. Даже Lego в последние годы самых крупных успехов добилась, заключая лицензионные сделки именно в кинобизнесе. А вот четыре своих парка развлечений компания намерена продать в виду их полной нерентабельности.

Так что ставка создателей смешариков на мультсериал, который показывали в программе «Спокойной ночи, малыши!» канала «Россия» и по СТС, и который также можно скачать в Интернете, кажется вполне оправданной. Недаром на его создание ушло около 40% всех вложений, а это на данный момент больше $3 млн. Общий же бюджет проекта оценивается в $20 млн. Тем не менее, бренд еще не является абсолютно узнаваемым на рынке детских товаров. Вот что по этому поводу говорит Роман Ротблат, коммерческий директор ЗАО «Корпорация «БИНКО» (сеть детских магазинов «Для тебя и мамы»): «Я видел этих «Смешариков», но не могу сказать, что это уже известный бренд. Хотя опыт «Масяни» показывает, что если вложить много сил и средств, то в России тоже есть возможность хорошо заработать на героях мультика».

Чтобы поддержать бренд, в торговых комплексах крупных городов планируется создание сети детских комнат со «Смешариками» по образу уже открывшейся комнаты в ТК «Владимирский Пассаж» (Петербург). Так может и в России появится свой Микки Маус. Во всяком случае, круглые зверюшки уже удостоены звания «Люди года 2005” в проекте Rambler «События и люди 2005 года».

{AprilClubNews}