Для чего мы покупаем детям игрушки? В основном, для того, чтобы те не плакали. Точнее, для того, чтобы чем-то порадовать, занять и, таким образом, освободить себя от необходимости развлекать их.

При этом одни родители подходят к решению вопроса творчески, другие особенно не заморачиваются, и напрасно. От того, в какие игрушки играет ваш ребенок сегодня, зависит то, каким он вырастет завтра. И какая-нибудь «вредная» игрушка подчас весьма пагубно сказывается и на здоровье, и на нравственном воспитании детей, негативно влияя на формирование их мировосприятия. Так считают специалисты, и свой резон в этом, безусловно, есть. Ведь игрушки чем-то сродни средствам массовой информации, в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, следовательно, они, так или иначе, программируют поведение ребенка. В результате, по мнению ученых, «психическая мутация, вызванная современной техногенной средой, информационным прессингом, бездушными игрушками, определяет глобальные изменения самого психотипа человека в XXI веке». Но так ли страшен черт, как его малюют? С одной стороны, меняется мир, меняется среда, и нелепо ожидать от современного ребенка, что он будет играть в те же игрушки, в которые играли его папы и мамы, не говоря уже о дедушках и бабушках. С другой стороны, никто из нас не хочет, чтобы игрушки выявляли в наших детях не лучшее, а худшее из того, что в них есть. Чтобы этого не случилось, каждая игрушка должна быть во всех отношениях безопасной, т.е. удовлетворять вполне определенным стандартам, ряд которых лежит на поверхности, другие кажутся менее очевидными, но и о первых, и о вторых нелишне еще раз напомнить.

Итак, на что же ответственный родитель должен обращать внимание при покупке своему ребенку новой игрушки?

Медицинские и экологические требования предъявляются, в основном, к материалу, из которого сделана игрушка. С ними все более или менее ясно. Кому хочется, чтобы его ребенок, пожевав любимого поросенка или мишку, получил отравление или покрылся сыпью? Соответственно, предполагается, что перед тем, как попасть на прилавок, игрушка должна пройти специальную сертификацию. О ее наличии покупатель имеет право поинтересоваться у продавца, но часто ли он это делает? Очень редко, полагаясь на то, что контроль качества осуществляет кто-то другой. Действительно масштабные проверки рынков и магазинов время от времени проводятся. Отбираются образцы товаров для детей, и в ходе лабораторных испытаний специалистами Роспотребнадзора выявляется их соответствие требованиям санитарных норм и правил. В случае выявления нарушений вроде несоблюдения правил хранения, отсутствия индивидуальных упаковок, аннотации на русском языке и т.д., возбуждаются дела об административной ответственности. Но происходит это… раз в два года, что, конечно, не сильно пугает производителей и продавцов разного рода подделок и некачественных товаров.

Easy-Bake toy ovens

В случае если игрушка оказалась небезопасной, потребитель должен иметь возможность сообщить о ней в специальную комиссию, чтобы некачественный или несоответствующий возрастным критериям товар можно было полностью изъять из продажи. Как это происходит в других странах. Недавно компания Hasbro была вынуждена отозвать из магазинов США 985,000 игрушечных духовок Easy-Bake toy ovens, рекомендованных для детей старше 8 лет и поступивших в продажу в мае 2006 года. Оказалось, что дверца духовки, когда ее закрывают, может поранить нежные детские пальчики, да и сами дети во время игры могут получить ожоги. Комиссия по безопасности потребительских товаров (Consumer Product Safety Commission) получила 29 жалоб на пораненные пальцы и 5 по поводу ожогов - этого оказалось достаточно, чтобы игрушка «ушла в отставку». Россия пока подобными примерами похвастаться не может, хотя это не значит, что наши игрушки на порядок качественнее американских. Столичные травматологи каждый день принимают малышей, которые проглотили мелкие детали игрушек или наелись наполнителя, до которого легко добраться…

Педагогические требования подразумевают то, чему научит игрушка, какие разовьет умения или творческие способности - повеселит, позабавит, поможет выработать терпение или укрепит координацию движений. Грамотный производитель, предлагая свой товар, прежде всего, естественно, педалирует именно эту тему, потому что родители на нее обращают самое пристальное внимание. К тому же, если игрушку возьмут на вооружение детские сады или школы, о дальнейшей рекламе можно не беспокоиться.

Deluxe Mini Play Cube

Многие компании работают именно в этой благодатной нише. Например, KinderMark специализируется на продаже развивающих игр для больничных офисов, центров образования, детских садов и домов отдыха и т.д. Вот, скажем, Волшебный куб (Deluxe Mini Play Cube) очень удобен для рекреаций в медицинских учреждениях и магазинах. Его можно разместить и на полу, и на столе. Пока мама меряет наряды или сидит в кресле стоматолога, малыш может выбрать одну из пяти занимательных игр - Американские горки (Mini Rollercoaster Express), Лабиринт (Pathfinder), Счеты (Counting Abacus), Азбуку (Learn the Alphabet) или Веселое настроение (Fun Gears) – и время ожидания пролетит для него незаметно. Или Магнитный стол «Жизнь моря» (Magnetic Sea Life Table) – сразу несколько детей могут при помощи специальных магнитов управлять различными морскими существами от крабов до акул. А это и увлекательно, и познавательно.

Вообще же, не каждая развивающая игрушка разовьет в вашем ребенке именно то, на что вы рассчитываете. Например, многие детские музыкальные инструменты, занятия на которых вроде бы должны улучшить слух, чувство ритма и просто доставить удовольствие от приобщения к чарующему миру музыки, на деле не способны издавать ничего кроме какофонии. Саксофоны, гитары, дудки, ксилофоны и губные гармошки требуют проверки на отсутствие фальшивых нот и громкость звучания.

Кроме того, важно не только то, чему игра или игрушка научит ребенка, но и что они несут в себе, какие чувства пробуждают — нежность, доброту, заботу или агрессию, злость, раздражение. Этот момент учитывается в психологических требованиях. Не менее актуальный вопрос - можно ли использовать игрушку коллективно, ведь именно в совместной деятельности проявляется умение ребенка сотрудничать - соотносить свои действия с действиями товарища, договариваться в спорной ситуации, сопереживать. Лучше всего для этой цели подходят настольные или спортивные игры, конструкторы и т.п. Однако замечено, что в последнее время дети, посещающие дошкольные учреждения, стали меньше играть - игру вытеснила учебная деятельность, а те игры, что еще остались, часто носят регламентированный характер. И это сдерживает развитие творческой фантазии, ограничивает свободу поведения ребенка в игре. Конечно, чем тише и спокойнее ведут себя дети в группе, тем комфортнее чувствуют себя воспитатели, а то, что малышня не получает необходимые для психического развития и личностного становления навыки, работников дошкольных учреждений волнует иногда в последнюю очередь. Но где же еще воссоздавать игровую традицию, вобравшую в себя социальный и интеллектуальный опыт многих поколений и предоставляющую ребенку готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе, как не в детских садах? Не каждый родитель имеет необходимые знания и навыки, чтобы познакомить своего ребенка с вариантами подвижных игр, к которым относятся и казаки-разбойники, и салочки, и прятки, и вышибалы… Или вот, например, палочки для жонглирования Wizard Lunastix. Это и физкультура, и тренинг целого комплекса упражнений от координации до внимательности. Можно учиться жонглировать самому, можно делать это в паре с товарищем или в компании.

Wizard Lunastix

Эстетические требования предполагают соответствие игрушки представлениям о красоте - развивает ли она чувство прекрасного, гармоничного или вырабатывает дурной вкус и вульгарные представления.

Духовно-нравственные требования могут показаться кому-то несколько надуманными. Действительно, не топор же виноват в преступлении Раскольникова. Тем не менее, игры и игрушки должны нести в себе заряд доброжелательности, оптимизма, желание участвовать в коллективной деятельности и исключать всякую провокацию на жестокость, агрессию, насилие, негативное отношение к людям других национальностей и т.п. Основные претензии в этом плане психологи, естественно, предъявляют разнообразным монстрам и солдатикам со зверским выражением лица. Ведь на мимику человеческого лица ребенок реагирует особым образом - запечатлевает чувства, эмоции, перенося их в дальнейшем в реальность и примеряя на себя. Последователи Вальдорфской системы воспитания, основной принцип которой - единение человека и природы, вообще считают, что куклы должны быть из натуральных материалов, потому что малыш первые годы жизни пробует мир на ощупь и должен учиться понимать, что такое дерево, что такое лен и т.д., неправильной формы и чуть-чуть недоделанные, чтобы дети могли додумать их облик. Вроде деревянного полена, из которого был вырублен Буратино, или тряпичной куклы с яркими волосами из ниток, с глазами-точками и ртом в виде бусины, ведь улыбающаяся кукла не дает ребенку разыграть ситуацию, в которой она бы грустила. В старину играли и с обычной тряпичной куклой, и с простецкой деревянной лошадкой, и дети не были при этом глупее или менее талантливы.

Если же ребенок с детства окружен игрушками-демонами, монстрами, его способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию может быть атрофирована навсегда. И самыми «зловредными» многие считают компьютерные игры, массовое орудие воздействия на сознание детей всех возрастов. Если учесть, что количество игровых приставок и персональных компьютеров в домах с каждым годом только возрастает, то масштабы проблемы очевидны.

Конечно, то, что ребенок развивается и осваивает современные технологии получения знаний и навыков, похвально. Но с другой стороны, у него может сформироваться психологическая зависимость от игры, которая сродни наркотической. Начало продаж, скажем, новой игровой приставки PlayStation 3 вызвало настоящий покупательский бум. Желающих купить PlayStation 3 в США было настолько много, что в некоторых случаях любители игр нанимали бездомных с тем, чтобы те стояли в очередях вместо них. В Калифорнии полиции пришлось закрыть магазин и арестовать несколько человек, которые устроили драку в очереди за приставками. А в штате Висконсин 19-летний юноша был ранен, попытавшись пробраться в супермаркет через толпу из 50 человек. В штате Коннектикут на подростков, стоявших в очереди в супермаркет, напали грабители, отобрали деньги, и в одного даже выстрелили, когда тот попытался оказать сопротивление. Татьяна Залужная (Любаша).

Это, конечно, ажиотажные проявления, но то, что компьютер вытесняет традиционную игру, отчуждает ребенка от живого общения с взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье, бесспорный факт. При одном «но». Это происходит тогда, когда родители, прикрываясь занятостью, сами не заинтересованы в общении и совместном времяпровождении со своим ребенком.

По мнению певицы и автора песен Любаши (Татьяны Залужной) разговоры о «компьютерном зле» зачастую надуманны: «Это неоднозначно, как вся жизнь. С одной стороны, развивается реакция, гибкость мышления. Но в игре незаметно пролетает время, которого и так не хватает». С этим трудно не согласиться. Поэтому не стоит покупать малышу сразу последнюю модель Hewlett Packard. Начать можно и с игрушечного компьютера. Лучше всего на перфокартах. Его неоспоримыми плюсами считаются отсутствие вредного излучения, а также наличие стилусов, указок, которые надо держать как обычную ручку, что очень полезно для ребёнка, собирающегося в школу.

В общем, как видно, непросто соответствовать стандартам и при этом провоцировать ребенка на творчество. Обычный мячик тоже может «сделать больно», а если расковырять куклу, то еще неизвестно, к какому доктору придется бежать. Так что самая безопасная игрушка, отвечающая всем вышеперечисленным требованиям - это мама или папа, которые любят своего ребенка и готовы вместе с ним осваивать новые игры и игрушки.

{AprilClubNews}