Каждая выставка игрушек – не только серьезное мероприятие деловых людей, но и коктейль из шоу, бизнеса и общения. Посмотреть самые последние мировые достижения, показать собственные разработки и заключить взаимовыгодные контракты – вот те задачи, которые ставят перед собой производители и дилеры, приезжая в Нюрнберг. И в этом смысле Spielwarenmesse International Toy Fair – идеальный коммуникационный инструмент.

2,785 фирм (против 2,747 в 2005 году) из 63 стран мира приняли участие в 57-й международной ярмарке игрушек, открывшейся 2 февраля в баварском городе Нюрнберге. Несмотря на не самые легкие для экономики Германии времена Нюрнбергская ярмарка игрушек по-прежнему остается выставкой №1 для производителей игрушек во всем мире. В течение 6 выставочных дней 79,800 человек (против 77,000 в 2005 году) из 110 стран, не считая членов клуба любителей железнодорожного моделизма, посетили ее павильоны, раскинувшиеся на 155 000 кв.м, чтобы ознакомиться практически с миллионом товаров, в том числе, с 60 тысячью новинок.

Одной из таких новинок стала кукла, изображающая Вольфганга Амадея Моцарта, изготовленная в 999 экземплярах к 250-летию со дня рождения композитора. Другой - хит мексиканского рождественского сезона, кукла Фрида Кало, имеющая не только портретное сходство со знаменитой мексиканской художницей, но и «одевающаяся» в ее экстравагантные, основанные на фольклорных традициях наряды. Первые экземпляры Фриды Кало были сделаны вручную, с особой тщательностью, с пристальным вниманием к материалу, гардеробу, украшениям и аксессуарам, но уже в январе началось ее массовое производство, и на выставке Spielwarenmesse производители стремились заключить как можно больше контрактов, в том числе, и с российскими покупателями.

Вообще, к новинкам в Нюрнберге отношение особое. Да и не только в Нюрнберге. Эту тенденцию можно назвать общемировой. Так, на проходившей примерно в эти же дни ежегодной ярмарке игрушек в столице Великобритании самым популярным экспонатом стал робот Робосапиенс последней модели, который следит за движениями, звуками, видит вас и может протянуть руку. Как сказал Марк Тилдон, ученый-физик компании «Карактер» (Великобритания): «Эта штука словно универсальный швейцарский нож, только в области мультимедиа. Он не просто двигается, он играет музыкальные файлы, видеофайлы, показывает телеканалы и может даже фотографировать».

Как известно, в Британии продажа кукол, машинок, конструкторов и прочего детского товара приносит миллионные доходы - только в прошлом году индустрия производства и продаж игрушек составила свыше двух миллиардов фунтов стерлингов. Однако, охотно покупая игрушки, британцы с каждым годом предъявляют к ним все больше требований. Игрушка должна не только развлекать, но и «общаться» с ребенком, развивать его.

Этот критерий стал одним из главных и при определении победителей уже традиционной третьей церемонии награждения лучших инноваций в области игрушек, которая прошла накануне открытия выставки в Нюрнберге. Ежегодно на мировом рынке игрушек появляются сотни новых моделей, сотни новых идей. Если все время что-то не придумывать, то удержаться «на плаву» в этом бизнесе невозможно, ведь дети, несмотря на возраст, как известно, самые строгие судьи. И вот 170 компаний представили свою продукцию на суд компетентных экспертов. А жюри, в свою очередь, сфокусировало все свое внимание на определении самых интересных и оригинальных разработок.

Победители определялись в 8 номинациях и ими стали:

Креативная инновация/Creative Innovation

Карточные миры/Cardboard Play Worlds (Cartoon Studio)

Карточные миры от Cartoon Studio помогают детям развивать воображение через цвет, материал, через конструирование забавных фигур, причем, все элементы они могут использовать многократно.

Командный промоушн/Team Promoting Innovation

Ночь волшебников/Night of the Magicians (Schmidt Spiele GmbH)

Ночь волшебников – действительно темное время суток. И в эту игру надо играть в темноте, что, естественно, создает особую волшебную атмосферу. Конечно, сразу вспоминаются Гарри Поттер и ему подобные герои. Да, 4 больших деревянных волшебника с таинственными флюоресцирующими знаками на шляпах собираются вокруг колдовского огня, и приключения начинаются.

Образование/Educational Innovation

Телевизионная обучающая станция/Product: TV Learning Station (vtech Electronics Europe GmbH)

Компания vtech Electronics Europe представила яркую интерактивную телевизионную обучающую систему для детей от 6 до 9 лет. Станция легко подключается к телевизору, клавиатура и мышка имеют беспроводное соединение. 44 игры и 2 уровня сложности позволяют детям овладеть знаниями по самым разным предметам начальной школы Германии. Система сочетает обучение, развлечение и современные технологии.

Вообще, это одно из самых перспективных направлений создания современных игрушек – «взрослые” товары адаптируются под интересы детей. Так, среди огромного количества МP3-плееров на фоне устройств «традиционного” дизайна появляются “детские” модели вроде новинки японской компании Tomy, выполненной в виде миниатюрного медвежонка, получившего название Kyara tyan.

Развлечение и Опыт/Fun & Experience Innovation

Большая лодка Бобби/Big Bobby Boat (BIG-Spielwarenfabrik GmbH & Co. KG)

Big Bobby Boat

Лодка предназначена для детей в районе 4 лет, выдерживает до 35 кг, сделана из очень прочного пластика и обладает большой устойчивостью, что гарантирует безопасность ребенка во время игр на воде.

Техническая инновация/Technical Innovation

Конструктор робота Lego Mindstorms NXT (Lego GmbH)

Потрясающие технологии Lego позволяют из набора The LEGO MINDSTORMS NXT построить несколько вариаций программируемого робота (в виде животного, устройства или машины) в соответствии с идеями и пожеланиями ребенка. Новые технические возможности и более чувствительные сенсоры позволяют роботу автоматически реагировать на звук, свет и движение. А технология Bluetooth - управлять роботом дистанционно, используя для этого мобильный телефон или PDA.

Кстати, на выставке Lego также объявила о подготовке релиза второй части популярной игры «Lego Star Wars», выпускаемой в версиях для PlayStation 2, Xbox, GameCube, PC, PSP, Game Boy Advance и Nintendo DS совместно со студией LucasArts. Называется она «Lego Star Wars II: The Original Trilogy» и появится в продаже осенью. Знаменитые киногерои «Звездных Войн» предстанут в виде персонажей конструктора Lego. Но Анакин Скайуокер, естественно, не единственный персонаж, трансформируемый в игры и игрушки.

Так, в Великобритании 2006 год станет годом очередной эпопеи агента Её Величества — Джеймса Бонда. Производители игрушек получили эксклюзивные права на производство радиоуправляемой машины «Астин Мартин» и гоночного набора и готовят силы к премьере «Казино «Рояль».

На этом фоне появление рэпера Сереги и его знаменитого «черного бумера» в качестве главных героев новой российской компьютерной игрушки, выглядит не столь выигрышно, но тем не менее. Игра, которая появится на прилавках магазинов уже к концу этого года, будет представлять собой симулятор автомобильных гонок, так что уже совсем скоро каждый желающий сможет поколесить по виртуальным просторам на знаменитом «бумере» KingRing, созданном на базе 850-й модели БМВ.

Тенденция/Trend Innovation

a) Кубок мира ФИФА/FIFA World Cup Scene it? (Mattel GmbH)

Это первая лицензионная игра, посвященная кубку мира по футболу в серии Scene it? Игры этой серии представляют собой DVD-тесты, весьма оригинально оформленные, соединяющие традиционные и электронные технологии. Таким образом, 70 лет захватывающей футбольной истории представлены в интерактивном режиме.

Тенденция/Trend Innovation

b) Футбол/Playmobil Football (geobra Brandstatter GmbH & Co. KG)

Новый футбол серии Playmobil позволяет детям непосредственно участвовать в игре. Основной элемент – футбольное поле 97x67 см. Все игроки могут не только двигать ногами, но и посылать мяч на разную высоту, а голкипер, настраиваемый вручную, способен отражать самые сильные удары. Есть цифровое табло для контроля времени и счета и даже группа поддержки.

Кстати, отдельная экспозиция Spielwarenmesse была посвящена лицензионным игрушкам с символикой предстоящего чемпионата мира по футболу, который пройдет в Германии в этом году.

Но, как говорится, не футболом единым. Среди «спортивных» товаров были и другие, довольно занятные новинки вроде «универсального телепистолета».

Когда-то большинство телевизоров выпускалось на основе электронно-лучевых трубок, и тогда были весьма популярны видеоигры с применением игрушечного оружия - пистолетов, «стрелявших» в изображение на экране. С появлением плазменных панелей и LCD экранов, подобные развлечения стали невозможны. И вот 30 марта в Японии в продаже появится «TopGun», который работает как с обыкновенными, так и с LCD, плазменными экранами и даже проекционными телевизорами, поддерживает подключение как к игровым консолям PS2 и Xbox, так и к PC.

Мир миниатюр/World of Miniature Innovation

Ферма Барни/Barny Farm Set (Wonderworld Products Co., Ltd.)

Barny Farm Set

Разноцветные и смешные человечки и животные живут на ферме Барни. В раздел инноваций они попали благодаря неожиданному сочетанию дерева и натуральной резины. Это настоящий «мир в миниатюре», так необходимый для ролевых игр детей.

Кстати, если говорить о «компактных мирах», то, как всегда, очень представительным и интересным выглядел на ярмарке железнодорожный павильон, большую часть которого занимала экспозиция фирмы HERPA. Там прошло специальное шоу для 1000 членов клуба любителей моделей железных дорог, собравшихся по специальным приглашениям.

Моторика рук/Dexterity Innovation

Эквилибрио/Equilibrio (Hutter Trade GmbH/ HUCH & friends)

Эквилибрио - это строительные блоки различной геометрической формы. Ребенок строит башни в соответствии со своими интуицией и воображением с тем, чтобы они в итоге не развалились. Таким образом, развивается не только моторика рук, но и способность мыслить абстрактно.

Все новейшие разработки в области игрушек были представлены в отдельном павильоне инноваций. Большой успех имели специальные шоу - Windows of Dreams и Cafe Festival – подтолкнувшие многих посетителей к поиску новых идей в их бизнесе.

Особенно широк был спектр радиоуправляемых моделей: Futaba представила новую аппаратуру T12mz, Hirobo - новые электровертолеты, Robbe - зарядные устройства, Graupner - радиоуправляемые модели роботов, Artesania Latina - модели кораблей. Радиоуправляемые игрушки - одна из самых востребованных позиций игрушечной индустрии на сегодняшний день, а возможность познакомиться с самыми последними новинками оценивается посетителями выставки на 4.5 по русской школьной системе оценок (на 3 десятых выше, чем в прошлом году).

Но не все новинки получили такую же высокую оценку. Итальянская компания Brumm шокировала участников и гостей, обнародовав масштабные (1:43) копии атомных бомб «Little Boy» и «Fat Man», сброшенных на Японию в конце Второй Мировой войны. Кроме того, на выставочном стенде компании последняя была представлена в натуральную величину. Представители Brumm заявили, что таким образом они «хотят выступить против безумия ядерной войны, чтобы люди не забывали об ужасной катастрофе двадцатого столетия». Однако критики назвали игрушки Atom-Bomben «дурным тоном», а немецкие газеты вышли с заголовками «Атомные бомбы для детской спальни».

Производство игрушек, как отмечают эксперты, относится к наиболее динамично развивающимся отраслям мировой экономики. Первенство принадлежит азиатскому региону, однако это не значит, что нет других стран, которым тоже есть, чем похвастаться. Так, по данным Института экспорта Израиля, принимавшем участие в выставке, объем экспорта игрушек из Израиля составил в 2005 году $27 миллионов, что на 18% больше, чем в 2004 году. Экспорт израильских игрушек в страны Европейского Союза вырос за минувший год на 27% и составил $14,4 миллионов или 53% от общего объема экспорта игрушек. В США и Канаду Израиль продал в минувшем году игрушек на $6,5 миллиона, что на 15% больше, чем годом ранее. А вот объем экспорта израильских игрушек в страны Азии составил всего $2,1 миллиона (на 41% меньше, чем в 2004 году).

Израиль – одна из ведущих стран-производителей развивающих и обучающих игр. Только на внутреннем рынке в 2005 году объем продаж настольных игр составил 150 миллионов шекелей. Кроме того, Израиль производит наборы для фокусников, игры, основанные на телесериалах, конструкторы, модели автомобилей, роботов, игрушки для младенцев, наборы для детских площадок, карусели и многое другое.

Председатель Института экспорта Давид Арци полагает, что в 2006 году продажа израильских игрушек за рубеж вырастет на 5% и составит $28 миллионов. И итоги Spielwarenmesse International Toy Fair способствуют этому прогнозу. Международная составляющая выставки выросла на 2% и составила 50% от общего числа посетителей, причем, 63,5% (против 59,8% в 2005 году) посетителей приехали на выставку для размещения своих заказов и заключения контрактов.

Вообще, 81,6% экспонентов (против 80,9% в 2005 году) назвали свое посещение ярмарки весьма успешным, и 90% полностью удовлетворены ее итогами. «Были реализованы разнообразные контакты и контракты», – сказал Carsten Pulst, генеральный менеджер GES eG, что еще раз подтверждает, что Нюрнбергская выставка – это идеальный коммуникационный инструмент.

{AprilClubNews}