Произойдет ли рокировка на азиатском рынке игрушек, если принять во внимание тот факт, что за последние месяцы в Шанхае одна за другой прошли сразу несколько ярмарок игрушек. И это можно считать даже своеобразным рекордом.

Судите сами, началось все с выставки Shangai Adult Expo 2004, на которой были представлены так называемые "игрушки для взрослых" и которую нельзя не назвать революционной, так как еще совсем недавно эта отрасль производства игрушек не могла открыто демонстрировать свою продукцию. А 15 лет назад за хранение или использование сексуальных игрушек в Китае можно было попасть под арест.

Практически параллельно с Shangai Adult Expo 2004 проходил Четвертый международный фестиваль детской культуры и искусства в Шанхае (The Fourth Shanghai International Children's Culture & Arts Festival), завершающим аккордом которого стала Первая международная детская выставка в Шанхае (First Shanghai International Children's Expo). Детская не потому, что на ней были представлены достижения малышей и подростков – напротив, ведущие азиатские компании демонстрировали свои новинки в области товаров для детей, в том числе, многочисленные развивающие игрушки.

Помните, когда-то мы складывали кубики таким образом, чтобы получилась картинка, а потом определенным образом переворачивая кубик за кубиком, получали новую. Так вот, ученые Mixed Reality Lab Сингапурского Национального Университета именно эту идею воплотили в новое электронное устройство, состоящее из нескольких небольших пластиковых кубов, связанных между собой разными гранями. Однако вместо привычных картинок на этих гранях изображены обычные цифры.

Когда пользователь открывает крышку устройства, прилагаемая видеокамера фиксирует цифру и передает эту информацию подключенному к системе компьютеру, который ассоциирует цифру с фиксированной картинкой. Эту картинку он выводит на встроенный дисплей специальных очков, а сопутствующий картинке аудио трек - в наушники. При этом компьютер не только распознает цифру, но еще и вычисляет расстояние до нее, а также местоположение. В соответствии с этими вычислениями происходит корректировка картинки по размеру и координатам. Подобное решение – принципиально новый подход к визуализации компьютерной информации. Дальнейший переход от изображения к изображению осуществляется пользователем в соответствии с нанесенными на кубик стрелками.

Прошедшие на выставке показы доказали перспективность этой разработки. Посетители, которым удалось познакомиться с новинкой, признавались, что получили гораздо больше удовольствия от общения с «кубом», чем от обыкновенных иллюстраций в книгах. Один из руководителей проекта Адриан Чеок считает, что это происходит благодаря тому, что получаемые изображения кажутся материально осязаемыми.

Первым сюжетом, реализованным в материально-виртуальном мире, стала библейская история Ноева ковчега. В дальнейшем компания планирует производить кубы с различными образовательными задачками, головоломками, викторинами, загадками. С помощью таких устройств, считают разработчики, можно будет эффективно обучать ребенка, ведь у многих людей наиболее развита именно зрительная память. В дальнейшем можно ожидать появление и других устройств с подобным принципом работы. Так что в скором времени могут быть потеснены даже прекрасно известные нам с ранних лет книги с раскладывающимися почти объемными картинками на разворотах.

Ну и наконец, немало интересных новинок наряду с несметным количеством традиционных игрушек было продемонстрировано и на выставке Shanghai Toy Expo 2004, организованной такими монстрами выставочного бизнеса, как Spielwarenmesse eG, (Nuremberg, Germany), China Toy Association и China National Arts and Crafts Group Corporation, и прошедшей с 18 по 21 октября 2004 года в крупнешем торгово-выставочном комплексе Шанхая - Shanghaimart.

В частности, пристальное внимание на выставке было уделено электронным играм и игрушкам, самым свежим и перспективным разработкам в области электронных развлечений. Так, на волне успеха PlayStation 2, продажи которой приносят $30 миллиардов прибыли в год, Sony Corp обозначила некоторых характеристики следующей версии игровой консоли, которая должна появится на рынке видеоигр в 2005 году. «Мы не думаем об аппаратных средствах, - сказал Kenichi Fukunaga, представитель Sony Computer Entertainment (SCE), подразделения компании, занимающегося разработкой и выпуском PlayStation.  - Идеальным решением было бы размещение операционной системы в различной домашней бытовой технике, которая могла бы выполнять игровые программы». Т.о. обработка игровых заданий будет разделена среди нескольких домашних устройств, объединенных в одну сеть.

Четырехлетний проект под кодовым наименованием «ячейка" нацелен на создание мощного процессора для внутренней электроники с невероятно быстрым подсоединением к сети Internet, который может передавать изображения с высоким разрешением. Появление этого процессора связано с разработкой компаниями Toshiba Corp. и International Business Machines Corp. нового микрокристалла. Кроме того, к 2005 году японская широкополосная инфраструктура для высокоскоростной услуги Internet должна быть в основном завершена, и Sony будет ясно, какого типа онлайновые игры более популярны среди пользователей и куда, соответственно, стоит вкладывать деньги.

Не отстают от Sony и ее конкуренты. Так, Microsoft выступил с подтверждением, что новая версия Xbox сможет управлять телепрограммами и даже записывать их на жесткий диск, кроме того, она будет совместима с операционной системой будущего - Longhorn. Так что пользователи новой игровой консоли смогут объединять свою консоль с РС для проведения игр по схеме «человек с человеком».

Однако интерес со стороны производителей и дистрибьюторов к новейшим электронным разработкам отнюдь не означает вытеснение с рынка традиционных игрушек.

«Скрэпбукинг»

Так, для детей, увлекающихся «скрэпбукингом», на выставке были представлены специальные наборы, заготовки и компактные приспособления для создания собственных перекидных календарей и фотоальбомов. «Скрэпбукинг» это занятие, ставшее на западе в последнее время очень модным. На смену обычным домашним фотоальбомам пришли так называемые «скрэпбуки», т.е. грубо говоря, обычные альбомы, куда вклеиваются не только фотографии, но и наклейки, картинки, смешные надписи. Стартовые наборы для детей различных возрастных категорий можно купить в любом супермаркете. Но, как говорится, нет предела совершенству. Существует несметное количество необходимых аксессуаров для занятия «скрэпбукингом»– специальная бумага, ножницы, режущие разными зигзагами, штампики и прессы для вырезания букв, фигурок, символов и обработки уголков, 3D-фломастеры, оставляющие объемные «следы» на бумаге… Однажды начав, трудно остановиться. И вот уже вслед за очередным набором шрифтов покупается устройство для создания собственных наклеек.

В Америке сеть магазинов Archiver’s, где все это можно не только купить, но и «не отходя от кассы» опробовать, за пару лет стала весьма популярной. Особенно многолюдно в Archiver’s становится в предновогодние дни, когда многие своими руками делают для своих близких поздравительные открытки и календари. Ценно и то, что это увлечение не только развивает творческие навыки, но и является совершенно безобидным, чего нельзя сказать о компьютерных играх.

Как раз в дни проведения Shanghai Toy Expo 2004 в средствах массовой информации был обнародован эмоциональный документ сразу пяти общественных организаций США (Interfaith Center on Corporate Responsibility, National Council of Women's Organizations, Mothers Against Violence in America, Center for Advancement of Public Policy и Justice and Witness Ministries of the United Church of Christ), призывающих родителей предельно внимательно относиться к тому, во что играют их неразумные чада. Что особенно актуально в преддверии Рождества, ведь это не дело, когда в такой светлый праздник в руках ребенка оказывается какая-нибудь «богомерзкая игра».

Кроме призывов проявить гражданскую сознательность в обращении содержится список десяти игр, которые составители считают самыми жестокими, и, соответственно, недопустимыми для использования детьми и подростками: Doom 3, Grand Theft Auto: San Andreas, Gunslinger Girls 2, пока продающаяся пока только в Японии, Half Life 2, Halo 2, Hitman: Blood Money, которая выйдет только в 2005 году, Manhunt, Mortal Combat, Postal 2 и Shadow Heart. Странно только, что в этот список не попала игра, выпущенная к годовщине убийства президента Джона Кеннеди. Она только-только появилась в магазинах, но уже спровоцировала нешуточный скандал.

Сюжетом видеоигры «Джей-Эф-Кей: Перезагрузка» стали события 22 ноября 1963 года. Заплатив десять долларов, любой желающий оказывается на месте Ли Харви Освальда – на шестом этаже книжного склада, с винтовкой в руке. По правилам, игрок должен трижды выстрелить в президента. Причем так, чтобы интервалы между выстрелами и места ранений максимально соответствовали историческим реалиям. За попадание в Жаклин Кеннеди очки снимаются. Любители острых ощущений могут включить функцию «кровавые эффекты».
Естественно, родственники покойного президента возмутились появлением на рынке подобной игрушки. Однако разработчики новинки утверждают, что с уважением относятся к J.F.K., и своей игрой всего-навсего хотели развенчать теорию заговора и показать, что и одному стрелку было под силу совершить убийство. Тем не менее, официальный представитель сенатора Эдварда Кеннеди, брата президента, назвал действия компании, разработавшей эту игру, «не поддающимися описанию».

Впрочем, многие производители игр и игрушек, считают, что скандал – это хорошая реклама, которая, как известно, только и способна многократно увеличить продажи. А что еще, помимо необходимости подарить что-то своему ребенку на день рождения, Новый год или по какому-то другому, не менее торжественному, случаю, может стать стимулом для покупки новой игрушки? Разве что так называемый сезонный спрос.

Действительно, этот фактор нельзя не учитывать. Как говорят англичане, each season is a reason to go out and play, что переводится приблизительно так: каждый сезон есть резон выйти на улицу и поиграть. Летом в мыльные пузыри и формочки, мяч или обруч, с велосипедом и самокатом, прыгалками или мелками… А зимой – в снежки или покататься на коньках, лыжах, санках и ледянках … И неудивительно, что состоявшаяся в преддверии зимы Shanghai Toy Expo 2004 обрушила на своих посетителей настоящую «снежную» лавину.

Во-первых, спускаться с горок теперь предлагают не на пластмассовых ледянках, а на гораздо более комфортабельных надувных кругах (вроде тех, на которых катаются в аквапарках), ну и еще на снегокатах, которые становятся все легче и все более маневренной.

Во-вторых, для любителей зимних «художеств» выпускаются пульверизаторы в виде снеговиков с красками и наборы (морковка, шарф, цилиндр и т.д.) для того, чтобы слепленный во дворе «снежный человек» выглядел модно и стильно.

В-третьих, на улице можно установить надувную «иглу», жилище северных индейцев (впрочем, если на улице очень уж холодно, в «иглу» можно поиграть и дома, при условии, что метраж квартиры позволяет). А если кто-то предпочитает «иглу», построенную, как и положено, из снега, то его порадует соответствующий набор для лепки идеальных, как сказано в руководстве по эксплуатации, снежных кирпичиков и снежных комков. В-четвертых, зимой самое время покупать не какие-то там машинки и трактора, а сноумобили, в том числе, и радиоуправляемые. Да и кукол надо одеть по сезону. В пуховые шапочки и варежки. Собственно, не только кукол. Найдется рождественский наряд и для плюшевого медведя.

А в пятых, нельзя забыть о новогодних игрушках и прочих атрибутах новогоднего праздника. Детский календарь-игрушка на магнитах или на липучках позволит не только «выстроить» собственно сам календарь, но и «распланировать» все свои занятия: танцы, тренировки, вечеринки, дни рождения и т.д. А это не только занятно, но и полезно. А на специальных рождественских «календарях» для малышей предусмотрены кармашки, в которых ребенок сможет хранить полученные к празднику сувениры и безделушки…

Вот так, безделушки безделушками, а ежегодный прирост китайской экономики составляет 8%. По данным Китайской игрушечной ассоциации, Китай обеспечивает 75% мирового экспорта игрушек, который достигает практически 10 биллионов долларов ежегодно. Более того, с тех пор, как Китай вступил в ВТО в 2001 году, он стал самым быстро прогрессирующим экспортером в США. В 2003 году Америка затратила около 150 миллионов долларов на закупку игрушек в Китае. Да и в самом Китае сейчас проживает 300 миллионов детей до 14 лет, которые собственно и являются основными потребителями детских товаров. Только с 2002 по 2003 год импорт в Китай увеличился на 51% со 191 миллиона долларов до 292 миллионов долларов США. Поэтому для мировых производителей игрушек участие в ярмарках, проводимых в Китае, это более чем блестящая возможность застолбить себе «место под солнцем».

Как знать, не потеснит ли Шанхай с позиций лидера известный своим международным игрушечным форумом Гонконг? Во всяком случае, количественные показатели выставки этого года выглядят достаточно впечатляюще. Более 15000 торговых посетителей, что на 25% больше, чем в прошлом году, ознакомились с продукцией 218 компаний (в прошлом году их было 205). Только немецкий павильон представил продукцию 16 ведущих производителей игрушек из Германии. С 14000 кв.м. до 16000 кв.м. увеличилась и площадь экспозиции. Но возросший уровень Shanghai Toy Expo 2004 выражается не только в количественных показателях, но и в качественных. Существенно выросла международная составляющая представительства на выставке. Все больше и больше компаний ориентируется на развитие взаимовыгодного сотрудничества с Китаем. Вот что сказал Hermann Bruns, менеджер по экспорту компании Ravensburger AG: “Shanghai Toy Expo является для нас ключевой иностранной выставкой. Здесь мы налаживаем контакты с представителями Китая и других стран региона. Ravensburger обязательно будет участвовать и в следующем шанхайском смотре игрушек.” А он пройдет с 18 по 20 октября 2005 года, так что ждать осталось не так и долго.

{AprilClubNews}