Алла Пугачева2 ноября 2019 года. Поезд Брест - Москва прибыл на Чыгуначны вакзал в Минске согласно расписанию за полчаса до полуночи. Пока пассажиры вроде меня рассаживались по своим местам, в начало состава прицепили ещё один вагон, в который часов в одиннадцать вечера в немногочисленной группе сопровождающих села невысокая женщина в чёрном пальто и чёрной шляпе.

Это была Алла Пугачёва, возвращавшаяся домой, к мирной семейной жизни, после триумфального выступления на пятнадцатитысячной «Минск-Арене» с программой P.S. Но я, втискиваясь в прокрустово ложе отечественного плацкарта, естественно, об этом даже не подозревала.

Карта Минска

День получился весьма насыщенным, а, если учесть, что в Минск из Москвы я приехала в семь часов утра того же дня (тоже поездом, да ещё на верхней полке, на которую я не забиралась уже, даже и не знаю, сколько лет), то, в общем-то, я резонно предполагала, что сейчас мгновенно засну и до прибытия на Белорусский вокзал уже не проснусь. Ан нет, жизнь, как водится, внесла свои коррективы - в таком тряском вагоне я ещё не ездила никогда, его болтало во всех возможных направлениях. Матрас елозил и норовил из-под меня выскочить. Если бы дело происходило в самолёте, то капитан непременно велел бы пристегнуть ремни, а тут, за неимением оных, приходилось как-то себя подлавливать на взлётах, подпрыгиваниях и сползаниях.

Разумеется, в такой благодатной обстановке, сон отступил на задний план, а на передний выползли сумбурные, но довольно-таки назойливые мысли - и о дне, проведённом в столице Белоруссии, и о всем моем жизненном пути, в житейском, не пафосном смысле, однако со всеми его событиями и, судя по всему, неслучайными случайностями, который и привёл меня в поезд №028БА, отошедший от перрона в первую минуту нового дня. Следующего за тем, о котором я и собираюсь рассказать. О дне, который я провела в приветливом и красивом городе.

Минск

В Минск я въехала ранним пасмурным утром и, поскольку встретиться со знакомыми поклонниками самой знаменитой певицы России, приехавшими чуть раньше из Санкт-Петербурга, не получилось, пришлось вспомнить молодость - как это, путешествовать в одиночку.

Итак, что нужно было знать заранее, особенно тем, кто, как я, не признаёт кредитные карты (государству не обязательно знать, на что и как я трачу свои деньги). Самое главное, это то, что банки по субботам открываются в 10 утра, а для того, чтобы обменять русские рубли на белорусские на вокзале, нужно отстоять большую очередь в одну из четырех касс и при этом можно в итоге угодить в перерыв. Со мной именно так и произошло. Второй раз я решила в очереди не стоять, тем более, что касается перекуса - «у неё с собой было». Мы, потомственные туристы, без снека из дома не выходим.

Ворота Минскм

Вторым дежурным пунктом программы в новом городе я считаю заход в местное информационное бюро, из которого обычно выхожу с картой и списком главных достопримечательностей. В районе вокзала я такое не обнаружила, но в Макдональдсе неподалеку был бесплатный wi fi, так что я загрузила в смартфон карту, выработала приблизительный маршрут и вошла в город, как и положено любому завоевателю, через его главные врата.

Архитектурный комплекс «Ворота Минска» на Привокзальной площади - это две 11-этажных здания-башни в стиле сталинского ампира прямо напротив вокзала. На одном здании установлены трофейные немецкие часы, самые большие в Белоруссии, на другом — литой герб Белорусской ССР. Также башни украшают скульптуры партизанки, колхозницы, инженера и солдата. В семидесятые годы прошлого столетия они были демонтированы из-за износа материала, это был бетон, и соответственно опасности обрушения, но в 2004-м году восстановлены из силумина.

«Девочка с зонтиком»

Пройдя квартал по улице Кирова я оказалась в Михайловском сквере, где стоит трогательный памятник «Девочка с зонтиком», увековечивший память о 53-х погибших в трагедии на станции метро Немига, когда во время народных гуляний на берегу реки Свислочь 30 мая 1999 года внезапно пошел сильный дождь с градом, и люди, в панике пытаясь укрыться от дождя в узком пешеходном переходе, спровоцировали ужасную давку...

Прекрасно помню тот шок, который у меня 20 лет назад вызвала эта печальная новость.

Согласно местной легенде, прикосновение к босоногой девчушке в мокром платье под порванным от града зонтом в руках ограждает от несчастного случая.

Площадь Независимости в Минске

Через сквер, по улице Свердлова я вышла на площадь Независимости, где расположен фонтан, по бортикам бассейна которого установлены изображения гербов областных городов страны, с тремя «взлетающими» над стеклянным куполом в центре аистами. Купол, в соответствии с веяниями времени, является крышей подземного торгового центра. Впрочем, меня больше интересовал расположенный на другой стороне площади Костёл святого Симеона и святой Елены, самый известный католический храм Минска, построенный целиком из красного кирпича и оттого в простонародье прозванный красным.

Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске

Своё же официальное название он получил в память рано умерших детей минского шляхтича Эдварда Войниловича, инициировавшего в 1905-м году строительство костела, который в советское время был закрыт - храмовые ценности, само собой, были экспроприированы, и вся живопись в интерьере была закрашена. Так что сейчас, когда заходишь внутрь, есть ощущение новодела.

Уже в постсоветское время рядом с костёлом были установлены скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея, и «Колокол Нагасаки» в память о жертвах ядерных катастроф.

«Учительница первая моя»

В торце площади Независимости стоит новый корпус Белорусского государственного педагогического университета имени народного поэта Беларуси Максима Танка, несколько лет назад отметивший своё столетие. Вход высотки украшает скульптурная композиция «Учительница первая моя». Никаких потёртостей на бронзовой фигуре я не заметила, видимо, никакими приметами «на удачную сессию» она не обросла. Что, конечно, странно.

Мой дальнейший маршрут пролегал по улице Немига, названной в честь реки Немиги, ныне убранной в коллектор, вдоль которой она когда-то шла. Там в одном из банков я, наконец, смогла совершить валютную операцию, чтоб в соседнем кафе расплатиться за горячий завтрак.

Верхний город

Немига — одна из старейших улиц Минска, возникшая в XII веке рядом с Минским замком, в результате позднесоветской реконструкции изменившая трассировку. Это такой минский Новый Арбат - в результате спрямления сложившаяся за столетия планировка древнейшей части города была разрушена, и дворы старой Немиги были уничтожены. Поэтому в Верхний город я пошла не по ней, а по более колоритной Революционной улице, где мне, наконец, подвернулся информационный центр. Несмотря на то, что он был закрыт, в «предбаннике» стояла стойка с картами. Парочку я взяла, так что можно было поберечь батарейку телефона. С собой у меня было два power bank'а, но вечером меня ждал концерт, так что любая экономия энергии была не лишней.

Ратуша в Минске

Неспешные прогулки, как и бессонные ночи в поезде, располагают к размышлениям и воспоминаниям.

В Минске я была ровно 30 лет назад. В такой же примерно «командировке» с компанией единомышленников. Тогда кто-то из местных нам сказал, что смотреть в Минске нечего, так что ничего, кроме стадиона «Динамо», где проходили те самые гастроли Театра Песни, хроника которых позже вошла практически во все документальные фильмы о Пугачевой,  я не видела. Да собственно и большинство из «окученных» мной в нынешний приезд достопримечательностей появились в последние даже не три, а два десятилетия.

Рядом с информационным центром я обнаружила неказистый арт-объект под названием «Ухо желаний». Как говорится, не в красоте счастье, и одно желаньице я в это ухо нашептала. Не буду писать, какое, оно ещё не сбылось.

Верхний город в Минске

На пересечении Революционной улицы с Комсомольской стоит симпатичный четырехсторонний Хронометр высотой под 6 метров с размещёнными на опоре указателями улиц и направлений движения к наиболее знаковым объектам исторического центра. А ещё неподалёку имеется Памятник белорусскому сисадмину, правда увидеть его можно только в дополненной реальности при помощи смартфона и QR-кода.

Люблю такие арт-инсталляции, они вносят оживляж в экскурсии и всегда запоминаются.

Собор Святого Имени Пресвятой Девы Марии в Минске

Так, мал-помалу я, наконец, вышла улицу Ленина (куда ж без неё) к Собору Святого Имени Пресвятой Девы Марии, главному католическому храму в Минске. Это потрясающей гармонии здание в стиле виленского барокко, построенное в самом начале XVIII века как церковь при иезуитском монастыре, в связи с чем и получившее прозвище «костёл иезуитов». В начале 50-х монастырь, переживший войну и бомбардировки, частично был снесён, частично - перестроен, и его прекрасные фрески закрашены. В соборе, фасад которого был тоже безжалостно перекроен, прописалось ДСО «Спартак». Только после возвращения в лоно католической церкви и последовавшей реставрации первоначальный облик собора был восстановлен.

В него непременно стоит зайти, собор украшает один из лучших в Восточной Европе органов, интерьеры полностью «реанимированы», работы по раскрытию фресок, спрятанных за слоями краски и штукатурки, практически завершены, а в нишах представлена традиционная для католицизма композиция «Крестный путь» в четырнадцати эпизодах.

Собор Святого Имени Пресвятой Девы Марии в Минске

Уже через улицу от собора на холме красуется Верхний город - первое, что бросается в глаза, это Ратуша на площади Свободы, башню которой украшают флюгер, герб города и часы. Раз в час куранты мелодично отбивают стилизованный отрывок из «Песни о Минске» Игоря Лученка.

Ратуша в Минске

Напротив Ратуши стоит «Экипаж губернатора Захария Корнеева», в котором все любят фотографироваться. Захарий Корнеев был реальной исторической личностью - первым губернатором Минска. Его назначили на эту должность в 1796 году, когда город был присоединен к Российской империи.

С другой стороны Ратуши, то есть со стороны улицы Ленина, тоже стоит карета, запряжённая лошадью - это одна из световых композиций, установленных «Мингорсветом». Она тоже очень красивая, но залезть в неё не получится.

Ратуша в Минске

В Верхнем городе расположены ещё две занятные скульптуры - «Войт с ключом» и «Городские весы». Обе посвящены получению Минском в 1499 году Магдебургского права. Тогда город стал центром ремесел и торговли, ввел эталоны европейской метрической системы, получил самоуправление, а также разрешение на установку городских весов и сбор налогов. Войт, то есть глава магистрата держит ключ от города и королевскую грамоту.

«Войт с ключом» в Минске

«Городские весы» скульптора Александра Прохорова изображают трех горожан, взвешивающих товар. Один покупает, второй – продает, третий отслеживает вес товара. На земле, у основания скульптуры, рассыпаны монеты, бывшие в ходу в разные периоды времени. Туристы любят здесь бросать мелочь, привлекая к себе удачу и денежное благополучие. Но у меня мелочи не было, надеюсь, на моих удаче и благополучии это не скажется.

«Экипаж губернатора Захария Корнеева» перед Ратушей

Верхний город уже не одну сотню лет выступает торговым и культурным центром Минска. Здесь проводили городские собрания, выступали уличные артисты и музыканты, устраивали ярмарки и народные гуляния. Между площадью Свободы и главной «барной» улицей города Зыбицкой расположены галереи, музеи (Музей минской конки, Музей карет, Археологический музей, Музей истории театральной и музыкальной культуры в Доме масонов, Музей дворянского быта XIX века в доме Ваньковичей), винные бары, памятники (Памятник Огинскому Михаилу Клеофасу, Обретение иконы Божией Матери) и храмы (Костёл Святого Иосифа, Церковь Святого Духа и Собор Сошествия Святого духа).

Так что при наличии свободного времени здесь есть, чем заняться.

«Городские весы» на Немиге

Вот, скажем, Церковь Святого Духа. Построенный в XVII веке греко-католический храм являлся доминантой комплекса мужского и женского греко-католических монастырей базилиан. В здании церкви сочетались черты готики и северного ренессанса, главный фасад был украшен нишами, расписанными фресками с изображениями святых. В 1936 году церковь была взорвана - уцелели лишь фундамент и склепы с останками основателей церкви. В отстроенном в 2011-м году здании располагается детская филармония.

Церковь Святого Духа и указатель к музеям Минской конки, карет, археологического, истории театральной и музыкальной культуры в Доме масонов, дворянского быта XIX века в доме Ваньковичей

Я же пошла в один из главных достопримечательностей Верхнего города - бывший костёл монастыря бернардинок, построенный в 1633—1642 годах, ныне главный храм Белорусского экзархата Русской Православной церкви - Кафедральный собор Сошествия Святого Духа.

Кафедральный собор Сошествия Святого Духа

За прошедшие века здание не раз перестраивалось, а в первые годы советской власти собор, разумеется, был закрыт. Богослужения возобновились в 1942 году, во время немецкой оккупации Белоруссии. Но несмотря на все перепитии в иконостасе сохранилось множество ценных икон московской академической школы, в частности, чудотворная икона Божией Матери, настоящая реликвия, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской. Ещё одной святыней храма считаются хранящиеся в боковой нише слева от алтаря нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, княгини слуцкой и копыльской, жены подчашего (то есть виночерпия) литовского Януша Радзивилла, последней представительницы княжеского рода Олельковичей-Слуцких.

Минская духовная академия

Неподалёку от Кафедрального собора Сошествия Святого Духа расположена Минская духовная академия.

Вообще, по Верхнему городу, наверняка очень приятно погулять вечером, потусить ночью - здесь полно отличных, судя по отзывам, заведений. К сожалению, мне вернуться в него не удалось

Минск

Я немножко побродила вокруг, а потом прошла сначала по Хлусову мосту через Свислочь, далее через сквер Троицкая Гора к Большому театру оперы и балета, там перешла на другую сторону улицы Максима Богдановича и оказалась в Троицком предместье, уголке «старого» Минска.

Его неофициальным символом считается скульптура Льва Зильбера «Девочка с совой», которая стоит босой ногой на папоротнике и держит в руке сову. Одним крылом та как бы защищает девочку, а вторым – указывает путь. На листе папоротника лежат три расцветших бутона, около которых сидит ящерица. Скульптурная композиция располагается на большом валуне, рядом с которым лежат ещё два. Говорят, в этом месте каждый поэт должен выбрать, что для него важней: девушка, олицетворяющая музу, папараць-кветка – символ славы, сова – символ мудрости или ящерица, олицетворяющая богатство.

Что касается меня, то я подумала, что мне поздняк метаться.

«Девочка с совой»

В Троицком предместье много кафешек, в одной из них я отведала традиционные белорусские драники, запивая их местным пивом.

Из предместья через Горбатый мост можно попасть на «Остров Мужества и Скорби» к мемориалу, посвящённому белорусским воинам-интернационалистам, павшим в Афганистане в 1979—1989 годах. Там почти всегда есть организованные группы школьников, у которых проходят своеобразные уроки мужества.

Минск

С острова открывается вид на набережную Свислочи и проспект Победителей. Собственно этот проспект и ведёт к спортивному комплексу «Минск-Арена», выступившему несколько лет назад в «роли» знаменитого монреальского «Форума» во время съёмок фильма «Легенда № 17», но, что важнее, который должен был стать вечером гигантским концертным залом.

Минск

С одной стороны, не могу сказать, что я люблю стадионные концерты, но, с другой, именно там бывает совершенно непередаваемая атмосфера какого-то невероятного единения. И это компенсирует и не самый качественный звук, и то, что видно, как правило, так себе. Так вот, что касается атмосферы, то концерт в Минске превзошел мои самые смелые ожидания.

Поклонники съехались в столицу Беларуси со всего мира, и это нисколько не преувеличение. Новые песни, исполненные несколькими месяцами ранее в Кремле, уже разошлись по интернету, и публика оказалась во всех смыслах подготовленной. Каждый номер - и новый, и старый - встречался буквально «на ура». Я, скажем, не очень люблю песню «Любовь, похожая на сон», но в Минске я в неё просто влюбилась. И звучавший во время припева 15-тысячный хор не забуду никогда.

Минск

Вообще, после кремлевского концерта Пугачевой в некоторых «отчётах» их авторы, не хочу называть их журналистами, писали, что, дескать, что это за юбилейный концерт - никто из звезд, если не считать Волочкову, больше не выступил, и песен новых было чересчур многовато... Так им и подмывало сказать - вы идиоты, что ли? Да поклонники именно новых песен и ждали, и никто кроме Пугачевой им на сцене был не нужен. Если вспомнить «Монологи певицы» и «Пришла и говорю», то они состояли в основном из неизвестных для зрителей песен. Да и «Избранное» - большинство зрителей большую часть песен видели и слышали живьём впервые.

И в этом была их прелесть. Каждый раз это было что-то новое, неожиданное, которое обрушивалось на тебя, завораживало и покоряло. Именно за это ощущение, казалось, уже навсегда утраченное, я особенно благодарна московскому и минскому концертам.

Алла Пугачева

И как же хочется его повторить.

Я верю, что это возможно. Тем более, что чудеса случаются. Ведь то, что, выйдя в Москве из поезда на перрон, я нос к носу столкнулась с Аллой Борисовной, иначе как чудом не назовешь. И у жизни для каждого в запасе найдутся впечатляющие случайности и необъяснимые закономерности, потому что жизнь из них и состоит, а также из дорог и дней, которые так хочется длить.

{AprilClubNews}