1 сентября Еврейский музей и центр толерантности провел пресс-конференцию, участниками которой стали исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская, главный куратор музея Лия Чечик и директор Центра толерантности Анна Макарчук. Они подвели итоги девятилетней работы музея и представили обновленную стратегию его выставочной деятельности и внешних коммуникаций.
Свой десятый — юбилейный — год работы музей намерен посвятить консолидации ресурсов вокруг трех ключевых направлений выставок, смене вектора позиционирования Центра толерантности (как отдельного подразделения внутри музея) и выходу на сотрудничество с международными культурными институциями.
Основой для выставочных планов музея на 2022 год и далее станут четкие границы экспертизы, внутри которых музей способен предложить посетителю качественный опыт взаимодействия как с искусством, так и с социальной реальностью. Внутри этих границ музей выделил для себя три приоритетных направления выставочной работы:
— иудаизм, еврейская культура и история;
— авангард и модернизм;
— мировое современное искусство с еврейскими корнями.
Еврейский музей намерен сконцентрироваться на главных именах зарубежного современного искусства — международный контекст станет основой выставочной программы. В 2022 году музей проведет выставку, посвященную творчеству всемирно известных дизайнеров-выпускников Академии Бецалель. Специально для нее работы подготовят Рон Арад, Арик Леви, Рон Гилад, творческий тандем Роу и Эджес и другие.
«Международное сотрудничество и выход на мировую художественную арену — приоритетное направление в стратегии развития музея, — отметила Кристина Краснянская. — И для меня — это главная задача. Музей ждет комплекс мероприятий, который включает в себя совместную деятельность с различными западными институциями, такими как музеи и частные арт-фонды. Одной из приоритетных площадок для выхода на международное поле мы видим Венецианскую биеннале, на которой музей впервые представит собственный специальный проект».
Летом 2022 года в музее состоится ретроспектива авангардиста Ивана Клюна, дополненная работами Казимира Малевича и Ивана Кудряшова. Завершит год выставка произведений Рембрандта, которая покажет место еврейской традиции и культуры в жизни великого художника «золотого века» голландской живописи. Работы для проекта предоставят Государственный Эрмитаж, Национальная галерея в Лондоне, Музей Стеделик в Амстердаме и другие музеи и частные коллекции.
«Первоочередная задача музея — познакомить посетителей с художниками, которые формируют мировую арт-повестку, создают новые области для изучения и дискуссии и проектируют актуальную историю искусства прямо сейчас. — рассказала Кристина Краснянская, — Музей имеет возможность полностью менять пространство временных экспозиций, чтобы проводить выставки признанного и молодого искусства, каждый раз поднимая в кураторской концепции те темы, которые считает важным исследовать, проанализировать и обсудить с аудиторией».
Важной для музея является тема «еврейских» выставок: помимо ежегодных проектов, приуроченных ко Дню памяти жертв Холокоста, музей уделит внимания экспозициям, посвященным другим аспектам истории евреев в России в XX веке, а также предложит приглашенным кураторам исследовать наиболее важные темы иудейской религии. Так, в 2022 году в музее будет представлена сайт-специфик инсталляция Ирины Кориной, посвященная традициям праздника Суккот, а также международный фотопроект Lonka Project, который покажет портреты людей, прошедших через Шоа.
По словам генерального директора Еврейского музея Александра Бороды, постоянная экспозиция музея сосредоточена не только на воспроизведении исторического контекста и линейном повествовании через артефакты - в нём создано выставочное пространство, раскрывающее понимание иудаизма и еврейской философии. Познакомить посетителя с еврейской культурой не поверхностно, не на уровне ознакомления, но на уровне понимания мировоззрения еврейского народа - серьезная и сложная задача для всех работников музея, и в каждой новой экспозиции идёт поиск технических и коммуникативных подходов, чтобы, несмотря на сложность тематики, сделать ее по-настоящему интересной, эмоционально захватывающей и в тоже время доступной для восприятия людей с совершенно разным культурным багажом.
Музей постоянно находится в поиске нового языка для диалога с посетителем как на тему традиций, так и в контексте Шоа и Второй мировой войны. Выставки об истории Великой Отечественной войны, об истории Холокоста — это всегда колоссальная ответственность. Стремясь заинтересовать людей тяжелейшими страницами истории, предельно важно выдержать достойный темы тон повествования. Посещение выставки о трагических событиях — это серьезный шаг для самого посетителя. Это не развлечение, но определённый осознанный поступок. Поэтому выставки строятся на диалоге с посетителем, чтобы через разнообразные выставочные средства вызвать его на важную и личную беседу об истории.
Гостей музея вскоре ждёт открытие нового пространства - в восточном крыле Бахметьевского гаража проходит реконструкция, в результате которой в музее появятся новые выставочные площади с климатическим оборудованием, лекторий, Детский центр, а также полноценное отделение библиотеки Шнеерсона.
Конкурс на создание архитектурной концепции выиграл Юрий Григорян. Задача концепции — предложить новый функциональный объем пространства, не вмешиваясь в конструкцию памятника архитектуры. Ее сложная геометрия отсылает к графическим экспериментам Лисицкого и Малевича: объемы составлены из плоскостей — параллельных, перпендикулярных, наклонных, вращающихся.
«Обновленное выставочное пространство откроется в феврале 2022 года, — рассказала Лия Чечик. — Первой выставкой, которая пройдет в его стенах, станет выставка «Каббала. Тайны мироздания». Мы хотим разбить стереотипы, связанные с этим учением и рассказать его многовековую историю. Выставка соединит в себе все, над чем музей работал на протяжении десяти лет: современное искусство, искусство модернизма и еврейские традиции. Будут представлены работы Ансельма Кифера, Барнетта Ньюмана, Михаила Гробмана, Сигалит Ландау, Рона Китая из частных коллекций и фондов.
Осенью 2022 года музей ждет еще один большой проект — о Рембрандте и еврейской традиции. Этот проект мы делаем совместно с Еврейским историческим музеем в Амстердаме, куратором выступает один из самых крупных специалистов по творчеству Рембрандта — Гарри Шварц. На выставке будут представлены работы из собраний Государственного Эрмитажа, Национальной галереи в Лондоне, Музея Стеделик в Амстердаме, Национального музея в Кракове, Музея Израиля и многих других музеев и частных коллекций. Для создания проекта был собран Попечительский совет, возглавляемый Михаилом Борисовичем Пиотровским, а также Ученый совет, собравший мировых специалистов по творчеству Рембрандта».
Фокус развития Центра толерантности будет также совмещать узкие программы для образовательных учреждений и взаимодействие с широкой аудиторией.
Его основная задача — научить без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни других людей, сообществ, национальностей или религий. Программы Центра будут формироваться на основе уникального научного и культурного опыта, которые эксперты Центра получают в приоритетных для себя дисциплинах. На сегодняшний день к ним относятся:
— школьная травля и кибербуллинг;
— инклюзия: проблемы этики и доступности;
— современный облик семьи и отношения детей и родителей;
— межкультурные и межнациональные различия и способы диалога;
— межличностное насилие, нерегулируемое законодательством;
— экология, устойчивое развитие и другие.
По словам директора Центра толерантности Анны Макарчук, наиболее важный проект, который раскроет доступность Центра для широкой аудитории, посетители смогут увидеть уже в ноябре 2021 года.
«Мы представим «Несомной» — документальный веб-проект, который стал исследованием повседневной, рутинной природы насилия, - отметила она. - Работая над ним, мы нашли 12 героев и записали на видео 12 историй; они стали частью интерактивного фильма, который можно будет увидеть как онлайн, так и в музее. Мы также предложим посетителям рассказать собственные истории об опыте насилия — в роли агрессора, жертвы или свидетеля».
«Центр толерантности как просветительская институция не имеет аналогов в России, - подчеркнула Кристина Краснянская. - Однако для развития нам необходимо работать с международными организациями, вместе с которыми мы сможем построить как уникальные публичные программы на темы, связанные с толерантностью, так и выставочную деятельность».