21 марта в рамках «перекрестных» Годов культуры Россия – Китай 2024 – 2025 г.г. в Музее музыки открылась выставка «Шелк и бамбук», призванная раскрыть своеобразие китайской традиционной культуры, а также показать важные страницы истории последних двух столетий культурных взаимосвязей Китая и России.
«В Музее музыки хранится свыше 250 китайских музыкальных инструментов, а также множество артефактов, связанных с историей культуры России и Китая, - отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов. - На нашей выставке мы не только представляем богатую китайскую коллекцию из фондов музея, но и рассказываем о смыслах, которыми она наполнена».
«Шелк и бамбук – это символы китайской культуры, - подчеркнул советник-посланник по культуре Посольства Китайской Народной Республики в Москве, директор Китайского культурного центра в Москве господин Фэн Литао. - Китай является родиной шелка, а бамбук всегда был одним из самых распространённых видов материала. В Китае сочетание шелка и бамбука – это музыка, потому что большинство китайских музыкальных инструментов сделаны именно из них, а музыка – это мост, который соединяет сердца народов России и Китая».
«Шёлк» и «бамбук» – универсальные категории, символы и понятия в культуре Китая. В системе философско-этических и эстетических воззрений китайцев шёлк (шёлковая нить) имеет связь с самим понятием «культура», а бамбук (бамбуковая трубка) представляет собой один из символов пустоты, воплощает в себе важнейшие идеи китайской культуры – упорядоченность, чистоту и стойкость.
Китайская культура насыщена числами и пропитана их символическими значениями. Специфика китайского искусства заключается в его центрированности не на человеке, а на природе, отражением которой является, в частности, музыка. В Китае, в отличие от Европы, существует представление о мироздании как о взаимосвязи пяти природных стихий, порождающих всё разнообразие материального мира.
И в рамках церемонии Китайский культурный центр в Москве передал в фонды Российского национального музея музыки китайское традиционное резное панно из дерева с изображением иероглифа удачи и благополучия в обрамлении орнамента из цветов лотоса и растений.
Отдельная страница выставки отведена пекинской опере – одному из ярких традиционных жанров искусства Китая. В экспозиции представлены театральные маски - специально к выставке была отреставрирована традиционная китайская театральная маска «Царь-обезьян» первой половины XX века.
На выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, фотографии сцен из спектаклей пекинской оперы в Москве в 1950-х и 1980-х годах, а также эскизы декораций, костюмы постановок, афиши концертов и фотографии, свидетельствующие о многолетних культурных российско-китайских связях. И большинство экспонатов представлено впервые!
Среди наиболее ярких экспонатов – струнный музыкальный инструмент Цинь эпохи правления династии Мин (1364 – 1644), изготовленный из красного дерева и инкрустированный перламутром, ударный музыкальный инструмент Баньгу конца XIX века, эскиз костюмов китайца и китаянки к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» художника В. Доррера, эскиз декорации «В порту» к балету «Красный мак» Р. Глиэра художника М. Курилко (1970), фотографии выдающегося баса Ф. Шаляпина на гастролях в Китае, музыкальная рукопись песни «Москва – Пекин» В. Мурадели.
Выставка снабжена фонограммами звучания традиционной музыки Китая, ориентальными фрагментами из произведений русских и советских классиков, а также образцами современной музыки китайских композиторов.