Андрей Перегудов, Арина Холина, Сергей НикитинПридуманная 10 лет назад историком Сергеем Никитиным и группой Москультпрог Велоночь (Velonotte), пожалуй, всё ещё остаётся единственным современным российским культурно-образовательным брендом, получившим международное признание.

Тогда, когда в день открытия мемориальной доски на доме, где жил и трудился архитектор Константин Мельников, после официальной части собравшимся гостям и журналистам предложили прокатиться на велосипедах по малоизвестным памятникам мастера, никто и предположить не мог, что это объединение интереса к архитектуре, ландшафту и истории с велосипедной прогулкой впоследствии «пустит корни» в  Риме, Лондоне, Нью-Йорке, Стамбуле, Санкт-Петербурге и Казани.

Впрочем, популярность Велоночи велика и на родине, в Москве, где в этом году она пройдёт уже в девятый раз, чтобы вместе с городом отметить 80-летний юбилей московского метро, ставшего  ключевым общественным пространством столицы. Сегодня Москва без метро невозможна – вся ориентация в городе строится на схеме метрополитена!

Как рассказали на прошедшей 26 июня в Институте «Стрелка» пресс-конференции основатель и руководитель Международной Велоночи Сергей Никитин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и заместитель руководителя проекта «ВТБ Арена парк» Сергей Тарханов, маршрут ночного культурно-массового убранизирующего мероприятия, намеченного на ночь с 4 на 5 июля, готовился почти два года.

Сергей Никитин

В результате международный экспертный совет выбрал наиболее значимые факты и объекты, вошедшие в мировую и российскую историю: ставшие классикой стиля ар деко наряду с нью-йоркскими небоскребами и ансамблями парижских выставок станции Алексея Николаевича Душкина «Кропоткинская» и «Маяковская», второй выход станции «Красные ворота», строительство которого до сих пор кажется фантастикой, потому что из-за гидрологических проблем огромную высотку над ним инженерам Виктору Абрамову и Якову Дорману пришлось «ставить» под углом на замороженных грунтах, современная археология Москвы, которая началась с того, что рабочие метростроевцы нашли в 1934 году на Моховой древние топоры 15-16 века...

«Метро для Москвы - как Новый год, - считает Сергей Никитин, - оно всех объединяет, и в то же время хранит еще столько удивительного, неизвестного. Кто не знает знаменитых статуй на «Площади революции», а ведь один из курсантов, который позировал для фигуры матроса, впоследствии танцевал с английской королевой Елизаветой на ее коронации...  Велоночь - это суперэкскурсия, в которой мы хотим поделиться с москвичам и гостями из других городов самыми важными и уникальными историями, которые составляют суть культурного кода Москвы».

Сергей Кузнецов

«На самом деле очень мало придумок, ни откуда не скопированных и изобретённых здесь, - отметил Сергей Кузнецов. - А этот проект идёт на экспорт и с удовольствием принимается в других городах, но я считаю, что самые яркие, самые интересные вещи должны происходить в Москве. Национальный, может быть, слишком громкое слово для этого проекта, но я бы назвал его по-хорошему домашним. Все начинания, которые набирают естественную популярность «снизу», а не по поручению «сверху», достойны наибольшей поддержки, поскольку изначально своим рождением и развитием доказывают жизнеспособность и нужность людям. Тема Велоночи этого года – метро – не только интересное архитектурное явление, развивающееся десятилетиями, но еще и уникальный по своему резонансу культурный проект. Ни для кого не секрет, что Москва обладает богатейшей идентичностью, таких городов в мире очень мало, в силу того, что каждая ярко выраженная историческая эпоха оставила такие же ярко выраженные черты в архитектуре города. Но метро - фактически единый объект, которые пережил не все, конечно, московские стили, но многие. По станциям метро мы можем отследить архивидение и тренды, которые существовали».

Сергей НикитинАрина Холина

Участники Велоночи увидят поэтичные уголки города и канонические виды, тенистые бульвары и широкие магистрали. В прямом эфире радиостанции «Маяк» помимо участников пресс-конференции перед ними выступят историк архитектуры Наталья Душкина (МАРХИ), архитектурный критик Григорий Ревзин, историк транспорта Юрий Егоров (Архнадзор), инженер Игорь Каспе (Научно-исследовательский институт транспортного строительства), блогер и историк метро Александр Попов, сотрудник «Интуриста» и одна из первых советских стюардесс Софья Гиндина, которая расскажет о метро в годы Второй мировой войны...

«Для нас, как и для города, Велоночь – это целое событие, - признался Сергей Тарханов. - И мы рады принимать Велоночь у нас в спортивном парке с таким громким названием и историей как «Динамо»  несмотря на то, что вокруг идет стройка».

Так встретим рассвет на Динамо!

Андрей Перегудов, Арина Холина, Сергей Никитин

Регистрация участников IX Московской Велоночи открыта на сайте www.velonotte.com, сумма взноса до 00:00 4 июля составляет 299 руб и 499 руб в день Велоночи. По традиции, идущей от Лондонской Велоночи 2012 года, участникам предлагается сочинить себе костюм или украсить свой велосипед, использовав цвет родной ветки метро. Также можно стать сподвижником Велоночи, внеся 4999 руб, получив в подарок  эксклюзивную экскурсию с Сергеем Никитиным.

{AprilClubNews}