«Поверхности»Ежегодная выставка керамических пластов «Поверхности», объединившая десятки современных художников, работающих с глиняной «бумагой», открылась в Казаковском зале Большого дворца в «Царицыне».

Проект «Поверхности» стартовал в 2014-м году, но в «Царицыне», в фондах которого хранится уникальная коллекция декоративно-прикладного искусства второй половины XX века, он проходит только последние три года.

«Поверхности»

«Царицыно не в первый раз обращается к этому жанру в искусстве керамики, в том числе и в исследовательских целях, так как в нем, как в лабораторной пробирке, видны тенденции — даже те, которые только намечаются, — рассказывает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В экспозиции можно проследить, как менялась работа художников с плоскостной керамикой на протяжении десятилетий, для этого на выставке наряду с новыми работами показаны произведения 1970-80-х годов из царицынской коллекции».

«Поверхности»

Восьмые «Поверхности» отличаются от предыдущих семи. Во-первых, куратор выставки, художница-керамист Татьяна Пунанс приняла решение отказаться от принципа «один художник — одна работа», и у авторов появилась возможность показать сразу несколько произведений. Во-вторых, в зале можно прочитать комментарии художников, объясняющих свой выбор в пользу плоскостной керамики.

Кстати, второй год в выставке участвуют художники-стекольщики, которые показывают пласты из стекла.

«Поверхности» «Поверхности»

Жанр пласта предполагает работу исключительно с поверхностью. Фактуры, текстуры, роспись, рельеф и процарапка становятся основным арсеналом художника, выбравшего для воплощения своих впечатлений, воспоминаний и эмоций керамический «холст».

«Поверхности» «Поверхности»

«Кто-то рисует палочкой, кто-то — кисточкой, кто-то сворачивает края и выгибает поверхность, задавая ей нужную пластику,  — рассказывает куратор  Татьяна Пунанс. — Именно возможность соединения рельефа с цветом делает пласт уникальным направлением в керамике. Многие не понимают, что такое пласт — картина или объект, вешать это на стену или пытать установить на полке. И вот художники, наконец, рассказывают, что именно заставляет их, до дрожи, до зуда, заниматься именно этим».

«Поверхности» «Поверхности»

В новой выставке «Поверхности» участвуют 65 художников из разных городов России. Из Перми приезжает скульптор Марина Еркович. Её работа «12» — аккуратно сложенные керамические мужские рубашки — отсылает одновременно и к Евангелию, и к поэме Александра Блока. Московская художница Елена Скворцова показывает охотничьи «Трофеи», выполненные из шамотной глины, москвич Константин Становов — абстрактные брутальные композиции, «пласты с торчащей геометрией», как их называет куратор. Работы художницы из Электростали Дарьи Демченко о материнстве напоминают книжные страницы со сценками из жизни молодых родителей. Композиция мэтра столичной школы Марины Степановой-Ланской составлена из керамических листов, на которых можно попробовать прочитать зашифрованные послания. Среди предметов из музейной коллекции — работы Вероники Ореховой и Раисы Щипаревой, советских художниц, работавших во второй половине XX века, когда пласт воспринимался буквально как «бумага».

{AprilClubNews}