В клинике Лос-Анджелеса в возрасте 85 лет после перенесенной операции умерла одна из основательниц знаменитой компании по производству игрушек Mattel Рут Хандлер (Ruth Handler), создательница самой известной в мире куклы - Барби. Рут Хандлер (в девичестве Мошко) была самой младшей из 10 детей в семье польских иммигрантов, поселившейся в Денвере. В 19 лет она переехала в южную Калифорнию, вышла замуж и стала изучать промышленный дизайн, а со временем стала делать и продавать изделия из пластмассы, зеркала и различную посуду. В 1940 г. она организовала компанию по производству рамок для фотографий и картин, которая позже начала производить кукол, аксессуары для них и другие детские игрушки.

Дебют Барби состоялся в 1959 г. на ярмарке игрушек в Нью-Йорке. Хандлер существенно изменила концепцию куклы как игрушки: вместо куклы-младенца появилась кукла-барышня. Эту идею ей подала дочка Барбара, предпочитавшая играть с самодельными бумажными куклами и вырезанными из журналов фотографиями манекенщиц. Девочка наряжала куклу как взрослую женщину, в которую мечтала превратиться.

Ruth Handler

Таким образом Барби получила свое имя и свой имидж. Длинноногая кукла-красавица стала своеобразным символом Америки, ее идолом и критерием культурной политики. Первоначально она поступила в продажу по цене $3 и имела грандиозный успех - в течение года было распродано 351 тыс. экземпляров. В 60-е годы у Барби появился спутник - Кен, названный Хандлер в честь сына. А затем на рынок вышло многочисленное "семейство" Барби - куклы, нарекаемые в честь внуков Хандлер.

Сегодня Барби существует в сотнях вариантов: Барби-наездница и Барби-врач, Барби-спортсменка и Барби-домохозяйка, и даже Барби-космонавт. Рут Хандлер и ее муж всегда чутко относились к новым веяниям. В эпоху политкорректности, чтобы избавиться от упреков в этническом шовинизме, вместе с голубоглазой блондинкой Барби в продажу поступили куклы, имитирующие представителей других рас и традиций в одежде.

Успех Барби оказался столь сокрушительным, что это подвигло многих художников и специалистов-психологов в мире заняться копированием и изучением "феномена Барби". Нашлись и противники "взрослых" кукол: детские психологи и представительницы феминистского движения, усмотревших в них вызов правам женщин. Но несмотря ни на что за прошедшие десятилетия было продано более миллиарда кукол, и рост продаж неуклонно рос в 150 странах мира. А в 1976 г. Барби была включена в число предметов, заключенных в "Американскую капсулу времени". Тем самым было доказано, что, по крайней мере, уж Америка-то абсолютно точно не мыслит себя без Барби.

{AprilClubNews}