В октябре 2007 года Москву с благотворительной программой создания игровых комнат в детских учреждениях посетила Кэтлин Альфано, доктор наук, Директор Игровой лаборатории компании Fisher-Price. В игрушки этой компании, отметившей в прошлом году 75-летие, играют в 140 странах мира, вопрос, в какие именно, решается на местах в соответствии с рекомендациями маркетологов. В России отделение Fisher-Price появилось недавно, но с каждым годом количество игрушек, привозимых в нашу страну, увеличивается.

Игровая лаборатория компании Fisher-Price, учрежденная в 1961 году, стала первым испытательным центром в игрушечной промышленности вообще и сейчас представляет собой целый комплекс, в который входят игровая площадка, площадка для игр на открытом воздухе и комнаты для грудных детей и проведения опросов. Там занимаются тестированием разрабатываемых игрушек перед запуском их в производство.

Презентация компании Fisher-Price

Об этом мы и побеседовали с Кэтлин Альфано, а также о том, зачем она приехала в Россию.

- Верно ли мое представление о том, что игрушки Fisher-Price ориентированы на малышей?

- Да, в основном, на детей до 6 лет.

- И какие же игрушки предпочтительнее в этом возрасте?

- Игрушки, дающие навыки решения задач, помогающие развить творческое мышление и воображение, усидчивость и внимательность, речевые и коммуникативные навыки, эмоциональную и социальную культуру, моторику и координацию, умение делиться, классифицировать и упорядочивать действия. А, кроме того, такие игры и игрушки, которые помогают увеличить словарный запас, способствуют выражению эмоций и дают возможность детям играть разные роли.

Вот, например, пирамидка. Почему эта игрушка входит в так называемую «обязательную программу» в любой семье, в любом дошкольном детском учреждении? Потому что с ее помощью даются базовые понятия цвета, счета, что такое последовательность, что такое большой/маленький, верх/низ и т.д. Кроме того, пирамидка позволяет играть с другими детьми - делиться колечками, меняться ими, а ее простота дает уверенность в своих силах. Поэтому пирамидки никогда не выйдут из моды.

Для детей постарше мы рекомендуем настольные и ролевые игры, чтобы они могли больше общаться друг с другом. На самом деле роль игр и игрушек в жизни детей и их положительное влияние на ребенка трудно переоценить. И мы помним об этом, когда создаем новые игрушки.

- А есть люди, которые считают, что детей развивают родители, а не игрушки, ведь когда-то игрушек не было, но все равно появлялись гении - как вы относитесь к такой мысли?

- Мысль спорная, дети все равно всегда играли, ну не в игрушки, а с какими-то предметами. Но роль родителей, конечно, тоже очень значима, ведь цель взрослых – дать ребенку все самое лучшее с самого начала его жизни, так что от них зависит, во что и как будет играть их ребенок.

Со своей стороны мы пытаемся достичь этой цели путем создания игрушек, с которыми ребенку интересно играть и которые помогают ему развиваться во всех отношениях: физическом, умственном и социальном. Ведь как учатся маленькие дети? Здесь можно выделить несколько этапов: исследование, повторение, освоение и увлеченность. И самое главное увлечь ребенка. Когда дети увлечены, у них возникает естественная мотивация и происходит по-настоящему осмысленное освоение тех или иных навыков. Последние исследования мозга дают все больше информации о том, как идет обучение у грудничков и маленьких детей, как развивается их эмоциональное восприятие. И эти исследования показывают, ребенок способен узнавать новое и развиваться не только физически, но и интеллектуально с первых дней жизни.

- По Вашему мнению, эмпирическое обучение или непосредственное исследование окружающего мира предпочтительнее академического образования?

- Обучение малышей должно быть мягким и вызывать эмоциональный отклик. Наша задача соединить академическое и эмпирическое обучение посредством знакомой и теплой домашней обстановки. Погоня за знаниями больше не является движущей силой экономики. Главной ее силой стали инновации.

- Тогда какие же факторы учитываются при создании новых игрушек в первую очередь?

- Здесь нет мелочей. Материалы должны быть качественными, цвет, дизайн, - все важно. При создании новых игрушек мы учитываем их несомненную игровую ценность, оригинальность, надежность конструкции, разумное соотношение «цена – качество», возможность использовать в действии. Такие игрушки как кубики, мячи, куклы, машинки приобретают современные черты... Сегодня мы живем в интернациональном обществе, мы взаимодействуем со множеством культур, потому что можем общаться с людьми по всему свету в любое мгновение... Ежегодно в мире появляется все больше новых предметов и устройств, то, что еще вчера казалось фантастикой, сегодня входит в обиход и становится совершенно обыденным…

- И игрушки становятся все сложнее. Не рановато ли малышам играть в игрушки с большим количеством функций?

- Детям нравится играть с домашними вещами: спичками, выдвижными ящиками, дверями, дверными ручками и дверными упорами, вазами и блюдцами, ложками, мерными стаканчиками. Детям нравится повторять то, что делает мама: говорить по телефону, нажимать на кнопки ТВ-пульта, помешивать ложечкой, отвечать на дверной звонок, открывать почтовый ящик, разгружать стиральную машинку… И игрушки имитируют все эти взрослые предметы и устройства. Отсюда их многофункциональность. Таким образом, дети готовятся жить в той среде и среди тех предметов, которые нас окружают.

- А как проходит проверка таких сложных игрушек на их безопасность для ребенка?

- Каждый год в тестировании наших игрушек принимает участие около 4 500 детей. А всего в нашей базе данных свыше 9 000 семей, так что, сами понимаете, картина получается довольно объемная. Каждая новая игрушка в течение трех недель тестируется сразу в 30 домах. Эти исследования проходят в реальных условиях, и полученные результаты позволяют оценить достоинства и недостатки игрушки. Кроме того, ежегодно около 1 500 родителей принимают участие в дискуссионных группах (обсуждениях, работе жюри, индивидуальных беседах). Эти опросы-исследования позволяют быстрее получить отклики и скорректировать те или иные разработки.

Такие сложные игрушки, как «говорящий» пожарный грузовик из серии Rescue Heroes Voice Tech Fire Truck, проходят 25 000 тестирований, чтобы испытать звуковую и голосовую систему продукта, и 150 000 активаций, чтобы испытать его электронную схему и выключатель.

Кэтлин Альфано. Фото: Екатерина Архипова

Маленькие игрушки на колесиках 24 часа прокатываются на ленте конвейера, чтобы проверить, не развалятся ли они от действий самых активных дошкольников.

Колеса трехколесного велосипеда Fisher-Price проходят пробег длиной более чем 100 миль на симуляторе тротуара. Кнопки, гудки-пищалки, пружины и прочие различные механизмы должны выдержать, по меньшей мере, тысячу нажатий при помощи механического «пальца», чтобы гарантировать максимально длительное использование игрушки.

Почему меняются игрушки? Потому что меняются дети. Ученые выявили феномен «KAGOY» (Kids are getting older younger): дети раньше взрослеют. У них повышенные требования к игрушкам и развлечениям. Изучение второго языка является уже не желательным, а обязательным условием успешности в будущем. Возрастает технологическая продвинутость – дети гораздо быстрее иных взрослых осваивают современные технические достижения, например, сотовые телефоны. В свою очередь, матери стремятся сделать карьеру, одновременно занимаясь домашними и родительскими обязанностями. Поэтому им нужны игрушки, которые могут их в чем-то «подменить». И у нас есть то, что им действительно в этом поможет.

- А в чем дети остаются прежними?

- Они любят играть. Они любят игрушки. Им нравится быть особенными и уникальными.

Они нуждаются в любви и внимании. Они любопытны. Они обожают исследовать и учиться. Их рост происходит последовательными фазами физического, социального, познавательного и речевого развития, а темп зависит от их способностей, опыта и окружающей среды.

- В программе, с которой вы приехали в Россию, как-то участвуют наши благотворительные или государственные организации?

- Нет, мы никаким образом не связаны с какими-то властными или государственными структурами. Это наше желание помочь - совершенно добровольное. Мы видим свою задачу в создании в больницах, детских садах и школах игровых комнат и обучении персонала максимально использовать их возможности, чтобы те дети, которые испытывают какие-то трудности, могли полноценно развиваться.

Ведь недоношенные детки тоже нуждаются в игрушках, просто, игрушки для них должны быть не очень яркими, очень мягкими, чтобы не раздражать, чтобы помочь им «догнать» своих ровесников. В школы нас просят присылать обучающие игрушки. Ведь, играя, ребенок узнает многое: о себе, о других, о том, как устроены вещи, о мире, в котором он живет.

- Работает ли компания с изобретателями игрушек со стороны, в частности, из России?

- Мы сотрудничаем с изобретателем из Грузии. Его предложения очень интересны. Но мы открыты предложениям из любого региона, в том числе, из России.

- Вам понравилась Москва?

- Очень понравилась, я не ожидала, что это такой большой город с таким немыслимым трафиком. И у вас много прекрасных детей, которые достойны самых лучших игрушек.

Действительно, московская программа г-жи Альфано несмотря на абсолютно частный характер получилась очень насыщенной. В нее вошли посещение школ и больниц, общение с учителями и медперсоналом, «экскурсия» по московским магазинам игрушек. Завершающим аккордом стало проведение специальной презентации игровых комнат от Fisher-Price.

Татьяна Лазарева с дочерью

На этой презентации, которая прошла в отеле Балчуг Кемпински собравшиеся смогли оценить, в том числе, возможности игрушек для больных детей и детей с ограниченными возможностями. Помимо Кэтлин Альфано в ней приняли участие Ольга Тресорукова, заместитель руководителя отделения недоношенных детей Научного центра здоровья детей Российской Академии наук, Екатерина Фуфаева, нейропсихолог Научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травмотологии Департамента здравоохранения г. Москвы, Екатерина Бурмистрова, практикующий детский психолог Центра поддержки семьи «Рождество», мама 7 маленьких дочерей, и Татьяна Лазарева, телеведущая канала СТС, мама троих детей.

{AprilClubNews}