Крупнейшая выставка игр и игрушек в Азии и вторая по величине в мире Hong Kong Toys & Games Fair в 33-й раз вывела на сцену фаворитов рынка товаров для детей, определив новые тенденции в развитии игрушечного бизнеса и дав изготовителям и заинтересованным покупателям возможность встретиться и пообщаться.

Помните известную сказку про цветик-семицветик? Одним из желаний девочки, к которой попал волшебный цветок, было получить много-много игрушек. И вот они стали сыпаться с неба, загромождая все и вся… Сказка, как говорится, ложь, да в ней намек. Намек на Гонконгскую ярмарку игрушек, которая прошла с 8 по 11 января 2007 года, где, как по мановению волшебной палочки, на площади в 55,854 кв.м. собрались все самые желанные игрушки мира.

Вот как охарактеризовал выставку Noel Thurlow, исполнительный директор австралийской компании Jasnor (Australia) Pty. Ltd.: "Гонконгская ярмарка - место, куда приезжает так много людей из самых разных уголков земного шара, и именно здесь начинается новый год для всех, кто занимается игрушками".

Национальные павильоны Китая, Германии, Италии, Кореи, Пакистана, Испании, Тайваня и Таиланда, 1,978 экспонентов из 37 стран и регионов - широчайший спектр товаров для детей всех цветов радуги сосредоточился в Гонконгском выставочном центре (Hong Kong Convention and Exhibition Centre): электронные игрушки и работающие на батарейках, штампованные и механические, товары для хобби, спорттовары, обучающие игры и игрушки, комплектующие и аксессуары для игр и игрушек, мягкие игрушки и куклы… Все то, во что дети играли вчера, играют сегодня и будут играть завтра.

Hong Kong Toys & Games Fair 2007

Кстати, про все цвета радуги сказано отнюдь не для красного словца - большой интерес у специалистов вызвала прошедшая в рамках выставки презентация Исследовательского института в области цвета и дизайна (Nippon Color & Design Research Institute) из Японии, посвященная последним тенденциям в области цветовых решений. Ведь от цветового решения игрушки зачастую зависит ее успех на рынке. Чем разнообразнее цветовая палитра, тем разнообразнее ассортимент, а в разнообразии ассортимента - ключ к конечному успеху. Именно об этом говорил на церемонии открытия выставки Jeffrey Lam, Председатель Консультативной комиссии по игрушкам (Hong Kong Trade Development Council) Совета по развитию торговли Гонконга (TDC), одного из организаторов Hong Kong Toys & Games Fair 2007:

- Только через разнообразие, напряженно работая, можно увеличить и количество новых рынков, и количество новых игрушек…

Со своей стороны организаторы ярмарки прилагают все усилия для того, чтобы достичь этой цели. Ежегодно появляются новые тематические секции. В прошлом году это была Секция магии (Magic Section), в этом - Секции детской литературы и канцелярских товаров широчайшего диапазона. Интересно, что среди книг и школьно-письменных принадлежностей нашлось место и Illustory, набору для создания своей собственной книги. Действительно, вдруг и в вашей семье растет еще один Кристофер Паолини, в 15 лет написавший бестселлер, по которому снят фильм «Эрагон»? С Illustory реализовать свои литературные таланты будет гораздо легче.

Вот мнение Mikael Haneskar, исполнительного директора Tilda's AB из Швеции:

- Я должен сказать, что это лучшая выставка игрушек с точки зрения разнообразия представленной продукции и по тому, как эта продукция структурирована. Мы импортируем игрушки и продаем их напрямую розничным торговцам. У нас более 1,200 клиентов в Швеции, Дании и Норвегии. На выставке Hong Kong Toys & Games Fair мы встречаемся со своими поставщиками и ищем новых с 1994 года. И здесь нам всегда удается найти интересные товары и идеи…

Это подтверждают и слова Samantha Grima, менеджера Colorific из Австралии - пять лет назад у ее компании был нулевой экспорт, но благодаря участию в Гонконгской ярмарке сегодня Colorific экспортирует свою продукцию более чем в 40 стран мира.

Впрочем, успех любой выставки характеризуется не только количеством и разнообразием экспонентов, но и числом посетителей.

В этом году в Гонконг приехало 282 представителя из России, что на 12% больше прошлогодних показателей. А общее число посетителей достигло 29,324 из 124 стран. Самые крупные представительства были у Китая, США, Японии, Тайваня, Кореи, Австралии, Великобритании, Таиланда, Германии и Филиппин. Только оцените эти цифры - 3,100 VIPов из 81 торговой миссии, в том числе, из Euro Disneyland, Toys 'R' Us, Wal-Mart, Hamleys и Woolworths, 12 торговых миссий из Китая, 5 из Восточной Европы…

Последние вместе представляют громадный рынок, территориально близкий Гонконгу, и этим особенно привлекательный. За первые 11 месяцев 2006 года экспорт в Китай скакнул на 84%. Вырос по сравнению с предыдущим годом экспорт игрушек и в страны Восточной и Центральной Европы: в Чехию - на 60%, в Польшу - на 32%, в Россию - на 28%.

Для России эти показатели могли бы быть существенно выше, особенно если учесть то, что 2006 год был объявлен в Китае годом России, и его кульминацией стала Российская торговая выставка, завершившаяся в Пекине в середине ноября. Но тут свою негативную роль сыграли частые изменения правил ввоза и маркировки детских игрушек, в частности, из поливинилхлорида. И хотя продукцию, произведенную в Гонконге, отличает высокое качество, необходимость многократной сертификации одного и того же товара плюс вопросы лицензирования и регулирования авторских прав не могли не тормозить развитие торговых отношений между нашими странами. Впрочем, аналогичные проблемы возникают не только в России. В этом смысле весьма информативной стала презентация юридической фирмы DLA Piper, посвященная правам на интеллектуальную собственность и международным стандартам безопасности.

Надо сказать, большинство проинтервьюированных на выставке производителей верят в конкурентоспособность своих товаров. Они согласны с тем, что модифицирование дизайна игрушек и учет интересов и требований конечных потребителей приводят к росту продаж. Более того, около 90% опрошенных торговых представителей готовы платить на 8.7% больше, только бы закупаемая ими продукция соответствовала всем необходимым нормативам.
Вот мнение Andres Canas, менеджера по закупкам Non Food Area, Cencosud Supermercados C.A. из Чили:

- Ежегодно мы импортируем более 1000 наименований различных игрушек для наших 20 гипермаркетов Jumbo и 120 супермаркетов Santa Isabel в Чили на сумму в $10 млн. Впервые я приехал на ярмарку в Гонконг в 1998 году, и за эти годы мне удалось выстроить долгосрочные отношения со многими ее участниками, которые всегда шли навстречу нашим пожеланиям…

Причем, модификация затрагивает не только технологические новинки, но и традиционную игрушку, будь то настольная игра или игрушечный грузовик. В этом секторе игрушечного бизнеса ничто и никто не стоит на месте.

Так, Scott Choi, генеральный менеджер гонконгской компании Aurora World HK Ltd отметил:

- У нашей компании есть фабрики в Континентальном Китае и Индонезии, ее ежегодный оборот достигает $150 млн. Наша новая разработка, африканский малыш Sooly получил на выставке отличные отзывы, и мы уже оформили на его поставку несколько перспективных заказов…

Тем не менее, несомненно, существенно больше внимания посетители ярмарки уделяли инновациям. На церемонии открытия Jeffrey Lam подчеркнул, что так называемые «умные" или Интернет-совместимые игрушки - это игрушки будущего. Тем более что видеоигры уже сейчас стали частью образа жизни современных детей.

Например, усатый водопроводчик Марио, герой игры корпорации Nintendo «Супер-братья Марио» - один из самых известных вымышленных персонажей, в свое время обгонявший по узнаваемости даже Микки Мауса. Появившись на свет осенью 1985 года «Супер-братья Марио» наряду с тетрисом стали одним из главных бестселлеров игровой индустрии всех времён и сегодня могут похвастаться тиражом примерно в 40 миллионов копий.

О «братьях» вспомнили не только в Гонконге, но и на уникальной экспозиции «Игрушки прошлого и современности», проходившей в Берлине одновременно с гонконгским форумом. Электронно-механический «Робонова» и собранный из детского конструктора «Рэптор» «Турок-шахматист» (гениальная мистификация австрийца Вольфганга фон Кемпелена, посадившего внутрь машины, обыгравшей в свое время Наполеона, щуплого и низкорослого игрока, управлявшего рукой турка при помощи механического пантографа) и игрушечная гильотина (такую Гёте просил у матери), Pain Station, бьющая за каждый промах электричеством - все самые занятные игрушки последних 250 лет наглядно показали, насколько увлекательна история «игрушек нашего детства».

Но не менее увлекательным представляется и их будущее. И здесь азиатский форум даст фору многим другим. Ведь не секрет, что многие инновации идут к нам с Востока.

Особенной популярностью, оказывается, пользуются игрушки, развивающие фантазию, логику, мышление и язык в диапазоне цен от $11 до $20. Обучающим играм и игрушкам в выставочной программе был посвящен целый ряд интереснейших семинаров. Ожидается, что в этом году товары этой категории дадут прирост в 12%. А это весьма неплохой показатель.

Но не учебой единой. Большой ажиотаж вызвали на выставке приставки Playstation3, Microsoft Xbox 360 и Nintendo Wii. Next-gen, а также самый миниатюрный в мире робот гуманоидного типа I.SOBOT японской компании Takara Tomy, специализирующейся на изготовлении высокотехнологичных игрушек. Рост робота равен 165 мм, а вес - 365 г. Однако управляемый дистанционным пультом или голосом малыш может произнести несколько простых фраз, проигрывает музыку, реагирует на прикосновения, двигает головой, руками и ходит, поднимая ноги.

Еще одна компания из Японии - Sega Toys - показала в Гонконге танцующее комнатное растение. Игрушка-цветок iSmile пополнила линейку iPod-совместимых игрушек, составив компанию выпущенным ранее рыбе iFish и собаке iDog. Создатели наделили свое растение листьями с подсветкой, подвижными лепестками и «мордочкой», способной выражать простейшие эмоции в зависимости от жанра принимаемой через стандартный 3,5-миллиметровый разъем музыки.

Увидел на экспозиции свет и iPod-совместимый трансформер японского производителя игрушек Takara Convoy, способный превращаться из гигантского робота в седельный тягач, буксирующий стереосистему.

Итальянская компания Marsilli привезла на выставку игрушечные машинки, управляемые через Bluetooth мобильными телефонами. Кроме впечатляющего аэродинамического корпуса машинки оснащены флэш-памятью в 512 Мб, а вместо выхлопной трубы - USB-портом.

Реализованы новые возможности видеоигр. Теперь, чтобы дети не засиживались перед монитором, можно подключить к контроллеру игровых приставок PlayStation степпер Step2Play, и он заставит шевелиться самых заядлых геймеров. Ведь если в процессе игры ребенок двигается слишком медленно, устройство ее выключает.

Выгоняют детей на улицу и «Квадратные глаза» (Square-eyes) - встроенная в стельку для обуви «кнопка», которая записывает количество сделанных за сутки шагов, с базовой станцией, подключенной к телевизору. Бегая и прыгая в течение дня, ребенок зарабатывает себе минуты, которые он сможет провести перед экраном.

Так что если вспомнить еще и телеимитаторы тенниса и футбола, видеоигру Dance Dance Revolution, доступную теперь в формате целой игровой станции, то впору перемещать достижения хай-тека в секцию спорттоваров!

Да собственно, не суть важно, в каком именно павильоне и в какой именно секции появится та или иная игрушка, главное для нее - попасть на ярмарку. Ведь многие игрушечные компании считают Hong Kong Toys & Games Fair основной стартовой площадкой для популяризации своих новых релизов, потому что это хороший шанс показать свою продукцию покупателям всего мира!

В следующий раз такой шанс выпадет 7-10 января 2008 года, когда состоится очередной азиатский форум игрушек.

 {AprilClubNews}