Зимний Нюрнберг - самая настоящая столица огромного царства игрушек. В декабре в этом баварском городе проходят рождественские ярмарки с традиционными каруселями и катанием на лошадях, хоровыми рождественскими песнями и мистериями – и все это в окружении знаменитых немецких игрушек, королем которых, несомненно, является деревянный «щелкунчик». Тогда подарки и елочные украшения на любой вкус можно приобрести даже на центральной городской площади, где почти на километр с обычным немецким размахом растягиваются две сотни киосков с едой, игрушками и свечками.

По окончании Нюрнбергской рождественской ярмарки, ежегодно собирающей более двух миллионов гостей со всего мира и считающейся крупнейшей в своем роде, настает черед распродаж, во время которых раскупается немыслимое количество игрушек и других товаров для детей. И, наконец, грандиозным финальным аккордом зимнего шоу игрушек в Нюрнберге становится ежегодная Международная ярмарка игрушек Spielwarenmesse (Spielwarenmesse International Toy Fair).

Ярмарка игрушек в Нюрнберге, прошедшая в этом году с 10 по 15 февраля уже в 56-й раз, продолжает занимать первое место в отрасли, опережая своих основных конкурентов – выставки в Гонконге и Нью-Йорке. Недаром уже за неделю до ее открытия организаторы сообщили о стопроцентной загрузке выставочных площадей, а более 90% участников выставки сразу после ее начала заявили о своем желании приехать в Нюрнберг и в следующем году. На этот раз в экспозиции участвовало 2747 экспонентов из 65 стран мира (против 2.705 в 2004 году). При этом доля иностранных участников увеличилась до 63% (против 62 % в 2004 и 59% в 2003 годах), многие из которых, в том числе, 15 международных павильонов, приехали в Нюрнберг в первый раз. Местом демонстрации продукции 85 «новичков» стал New Exhibitor Center. Это нововведение дало покупателям возможность сразу познакомиться с новыми поставщиками. А попадание дебютантов Spielwarenmesse в общую базу в Интернете позволило узнать о них «игрушечникам» уже во всем мире.

Представленные на ярмарке товары для детей были разбиты на 10 групп: куклы и мягкие игрушки, модели и наборы для конструирования, механические игрушки и книги, электронные и настольные игры, спортивные товары и товары для игр на открытом воздухе, ремесленные изделия и наборы для их изготовления, праздничные костюмы и наборы для творчества. В павильонах площадью 155 тысяч м2 ведущие мировые производители игрушек разместили рекордное количество экспонатов - около 1 миллиона, в том числе, почти 60 тысяч новинок, преимущественно электронных и компьютерных игр, а также сложных в техническом отношении игрушек, которые появятся на рынке в ближайшие месяцы.

Фейерверк новинок Нюрнберга

Можно было увидеть на ярмарке и все новинки настольных игр, среди которых, кстати, была продукция и российских разработчиков, в частности, фирмы «Технолог». Но самый большой выбор настольных игр предложили, естественно, «хозяева».

Так, штутгартский издательский дом Kosmos-Verlag представил новое оформление для своей игры Die Siedler von Catan, известной в России под названием «Колонизаторы». Десять лет назад эту игру придумал зубной техник Klaus Teuber, и с тех пор она входит в двадцатку лучших настольных игр мира. Только в Германии было продано 8 миллионов экземпляров. Линейка настольных стратегий от Klaus Teuber регулярно обновляется. На нюрнбергской ярмарке издательский дом Kosmos-Verlag, отмечающий в этом году свое 10-летие, представил новую версию «Колонизаторов» весом пять килограммов и ценой в 248 евро. В игровой процесс варианта класса «люкс» для взрослых привнесены новые возможности и тактические элементы. Победа по-прежнему может быть достигнута разными путями, и это позволяет игрокам в каждой партии искать и находить новые стратегии выигрыша.

Кстати, в честь своего юбилея Kosmos-Verlag выпустило также юбилейный набор классических картонных карт ценой около 20 евро.

А издательство Ravensburger, покорившее детей и взрослых своей необычной электронной настольной игрой «Король Артур» («King Arthur»), представила на Spielwarenmesse новую компьютерную игру прославившегося своими математическими моделями игровых «движков» дизайнера Reiner Knizia. Игра, цена которой по предварительным оценкам составит 60 евро, называется «Остров» («Die Insel»), и это одно из самых удачных «скрещиваний» настольно-печатной игры и электроники.

Внимание посетителей выставки привлек также бестселлер «Принцесса и дракон» («Burgfraulein und Drache») от известного разработчика игр Klaus-Jurgen Wrede и издательства Schmidt. Да и как пройти мимо дымящихся вулканов, над которыми летают драконы? Это уже третий вариант игры о томящейся в горном замке и мечтающей о встрече с благородным рыцарем принцессе.

Вообще, германские производители игрушек озвучили в Нюрнберге цифры, говорящие о рекордном товарообороте своей продукции. Так, предприятие с 30-летней историей Playmobil за последний год увеличило этот показатель до 359 миллионов евро (плюс 11%), оборот концерна Simba-Dickie-Gruppe за счет его слияния с фирмой Big подскочил до 286 миллионов (плюс 3,6%), а издательства Ravensburger - до 279,4 миллиона евро (плюс 8,2%).

При этом такие лидеры отрасли, как Playmobil, Ravensburger (Германия) и Lego (Дания), сделали ставку на выпуск старой доброй классической игрушки. Именно такой способ выживания в ожесточенной конкурентной борьбе они считают сегодня наиболее надежным. «Больше вы не услышите от нас никаких стонов - все задаются одним вопросом, что еще мы можем сделать совместно в нашем сегменте рынка», - резюмировал Dirk Engehausen, генеральный менеджер Lego. Идеи совместной деятельности профессионалов игрушечного бизнеса, можно сказать, витали в воздухе. Для того чтобы эти идеи воплотились во что-то более осязаемое, менеджмент компаний-участниц, ассоциаций и дилеров со всего мира был приглашен на «Бал игрушек» («Toynight»). Более 1000 гостей ярмарки встретились и вместе отпраздновали свою встречу на самой большой вечеринке Spielwarenmesse. А отпраздновать было что.

Большинство компаний более чем удовлетворено заказами, сделанными покупателями в ходе выставки, и смотрит в будущее с большим оптимизмом. 60.9% участников ярмарки оценили свои продажи на 5 с плюсом. В том числе, 67.6% поставили продажам в Германию четыре с плюсом, а 80.8% - эту же оценку продажам в другие страны. Особенно успешной оказалась ярмарка для тех экспонентов, которые в преддверии и во время нюрнбергского форума активно приглашали всех заинтересованных лиц посетить свои стенды, давая рекламу и публикуя соответствующую информацию в специализированных изданиях, в том числе, в журнале «play it!», ежедневных газетах ярмарки и в сети.

Вот что сказал, например, Willi Paneutz, генеральный менеджер компании Silverlit: «Наша рекламная кампания по приглашению на стенд посетителей принесла очень хорошие результаты – поток покупателей, можно сказать, не прекращался. Привлекла дополнительных покупателей и презентация X-Ufo на церемонии InnovationAward. И, в результате, мы получили хорошие заказы на этот год».

Кстати, неопознанный летающий объект X-Ufo вызвал настоящий ажиотаж среди посетителей выставки. Создатели этой необычной конструкции, с управлением которой справится даже ребенок - два молодых изобретателя. При помощи специального пульта чудо-игрушка может находиться в воздухе довольно долгое время, и уже в марте детские НЛО появятся в продаже.

Вообще, приблизительно 55% продаж игрушек приходится на новые товары. И Spielwarenmesse продолжает свою стратегию поддержки инновационных игрушек. На это направлена, в частности, церемония награждения лучших новаций, число участников которой по сравнению с прошлым годом увеличилось на 80%. Награды церемонии The Toy InnovationAward присуждались уже во второй раз по 9 категориям. Все номинанты отличались оригинальностью, технологическими новациями и соответствием ожиданиям потребителей. Презентации на InnovationAwards еще раз показали, что игрушки создаются на основе самых последних достижений электроники, науки и дизайна, с использованием самых современных материалов. Основное направление текущих разработок – мобильная, компактная и транспортабельная игрушка.

Независимое европейское жюри в составе Axel Dammler (Marktforschungsinstitut iconkids & youth), Andrew Dobbie (Gameplan Europe Ltd), Thomas Mдrtz (VEDES AG), Bruno Schulz (SPIEL & SPASS GmbH) и Otto Umbach (Idee + spiel) выбрало наиболее важные новинки, появившиеся в мире в последнее время и рассчитанные на самый разный возраст.

Победителями стали:

- в категории «Обучение»
обучающая игровая система (Learning Game System) V.Smile от V-tech Electronics Europe GmbH, рассчитанная на детей от 3 до 8 лет;

V Smile

- в категории «Лучший друг»
конь-качалка Lusitano от Plantoys, Plan Creation Co. Ltd для детей от 3 до 10 лет, достаточно традиционная игрушка, тем не менее сочетающая современный дизайн и новейшие технологии, очень устойчивая, безопасная и в то же время позволяющая ребенку совершать на лошади различные маневры;

Lusitano

- в категории «Креативность»
пальчиковые марионетки Theatrix от Star H.K. Electronic Ltd для детей от 3 до 6 лет;

Theatrix

- в категории «Командный промоушен»
ролевая игра Masterthieves от Zoch GmbH для детей от 10 лет;

Masterthieves

- в категории «Технический»
неопознанный летающий объект X-Ufo от Silverlit Toys Manufactory Ltd для детей от 12 лет;

x ufo

- в категории «Направление»
настольная DVD игра Trivial Pursuit от HASBRO Deutschland GmbH для всех, кому исполнилось 6 лет;

trivialpursuitgame

- в категории «Опыт и развлечение»
надувная подводная пещера Airflow Undersea Adventures от The Ninja Corporation для детей от 3 лет;

underseaadventure

- в категории «Мир в миниатюре»
сокровища пирата Pirate Treasure Chest от PLAYMOBIL для детей от 4 лет;

playmobil pirate treasure chest

- в категории «Ловкость»
настольный «ковер-самолет» - игра AKABA от HABA HabermaaЯ GmbH для детей от 5 лет.

akaba

Теперь победители могут использовать квалификационный лейбл «Toy Innovation 2005» в маркировке своей продукции и в рекламных целях. Кроме того, призеры были выставлены в центре инноваций Innovation Center, и, таким образом, посетители могли сразу и в одном месте увидеть все самые достойные новинки. В Innovation Center также прошли обсуждения множества тематических вопросов, в частности, проблем глобализации, поиска целевых групп, каналов продажи и расширения рынков, состоялся отраслевой форум, и был проведен целый ряд презентаций и дискуссий, что позволило не только обменяться опытом, но и новыми идеями.

Кроме того, участники ярмарки охотно поддержали благотворительную программу The Enjoy Toy Fair City, сделав соответствующие взносы. А волшебное зеркало (The Magic Mirror) от Schmidt Spiele, продаваемое по чисто номинальное цене в 2 евро, позволило собрать дополнительную сумму для передачи в Нюрнбергскую детскую больницу больных раком.

Вообще, руководство выставки стремится постоянно наращивать качество предлагаемого в ее рамках сервиса с тем, чтобы создать лучшие условия для экспонентов и повысить эффективность посещения ярмарки для посетителей, способствовать хорошему, а значит, коммерчески успешному, бизнесу. Например, более подробная информация, представленная в сети, помогла посетителям Spielwarenmesse лучше планировать свои визиты. И действительно, по мнению генерального менеджера по продажам и сотрудничеству фирмы idee + spiel г-на Otto E. Umbach, представители торговых организаций могли максимально сориентироваться: «Наши дилеры находят ярмарку очень профессиональной», - подчеркнул он. Общее же число посетителей-профессионалов превысило в этом году 77.000 человек из более 100 стран мира (против 78,000 в 2004 году). Из них 30% побывало на ярмарке в первый раз.

При этом международная составляющая покупателей сохранилась на высоком уровне и составила 48% (столько же, сколько и год назад). Большинство приехало из Италии (3,240), Австрии (2,303), Нидерландов (2,261), Франции (2,254) и Испании (1,959).

Наибольший интерес у посетителей вызвали книги и игры (16.7%), модельное конструирование (15.7%) и деревянные игрушки (13.9%). Таким образом, полностью себя оправдало сотрудничество с Франкфуртской книжной ярмаркой (International Toy Fair and the Frankfurt Book Fair), которое привело на выставку 18 издательств детской и юношеской литературы.

Большим успехом пользовались также спортивные товары и товары для улицы, выделенные в отдельную группу совсем недавно. В этом году эти товары представляла 141 компания из 35 стран. «А посвященное им мероприятие «Веселье, Игры и Движения» («Fun, Games & Moves») чрезвычайно повысило интерес дилеров к этому сегменту рынка», - заявил Carsten Freude, менеджер по экспорту компании Hoffmann Spielwaren. Thomas Ludwig, директор по продажам фирмы Hudora GmbH также посчитал, что проведение этого события было отличной идеей, позволившей привлечь немало новых потенциальных покупателей.

Вот такой разной и многогранной была последняя Международная ярмарка игрушек в Нюрнберге, по-настоящему профессиональное мероприятие, которое нельзя пропустить.

И есть весьма веские основания считать, что следующая Spielwarenmesse со 2 по 7.февраля 2006 года пройдет на столь же высоком профессиональном уровне и станет еще успешнее, чтобы оправдать самые оптимистичные прогнозы.

Spielwarenmesse International Toy Fair 2015

Spielwarenmesse International Toy Fair 2014

Spielwarenmesse International Toy Fair 2012

Spielwarenmesse International Toy Fair 2011

Spielwarenmesse International Toy Fair 2008

Spielwarenmesse International Toy Fair 2007

Spielwarenmesse International Toy Fair 2003

Spielwarenmesse International Toy Fair 2002

{AprilClubNews}