Американская международная ярмарка игрушек, которая считается крупнейшим в Западном полушарии выставочным мероприятием, представляющим товары для детей и подростков, прошла в Нью-Йорке с 11 по 14 февраля 2007 года.

Производители привезли сюда все самые лучшие новинки - разноцветные машинки и самолеты, надувные шары и мячи, воздушные змеи и велосипеды самых разных конструкций, книги и детскую одежду, мягкие игрушки и игровые приставки, солдатики и куклы. Ведь именно в Нью-йоркском выставочном комплексе «Джейкоб Джэвитс» решается сакраментальный для каждого родителя вопрос - во что будут играть наши дети завтра? Вопрос не праздный, поскольку игрушечный бизнес оперирует весьма серьезными цифрами - ежегодно только в Америке он приносит $22 с лишним миллиарда прибыли, а по всему миру эти цифры зашкаливают за сотни миллиардов. Только за последний год доходность отрасли выросла на $100 миллионов. Произошло это благодаря лавинообразному росту интереса детей к электронным развлечениям - продажи электронных игрушек, по данным независимой исследовательской группы NPD, выросли в 2006 году на 22%, и именно они дали такой существенный прирост. Дело в том, что, с одной стороны, чипы, составляющие электронную начинку, резко подешевели и даже сложные электронные игрушки стали вполне доступными, а с другой, их стоимость все равно стартует от $20 и может доходить до $200, что при наличии спроса дает неплохой оборот.

Все это не может не впечатлять. Вот почему павильоны Американской международной ярмарки игрушек в Нью-Йорке все больше напоминают показы потребительской электроники Consumer Electronics Show.

Мы обратили внимание на эту тенденцию еще несколько лет назад. Действительно, традиционным товарам современные дети предпочитают электронные развлечения и такие высокотехнологичные продукты, как MP3-плееры, сотовые телефоны и видеоигры. Соответственно, чтобы извлечь выгоду из их популярности и увеличить объемы своих продаж, многие фирмы идут по пути объединения элементов привычных детских игрушек с современной электроникой. Так, компания Lego представила на ярмарке новую игру типа тетриса для сотовых телефонов, а мультипликационная компания Time Warner Inc.’s Cartoon Network - небольшие эпизоды популярных мультфильмов в специальном формате для загрузки на сотовый телефон или iPod.

Электронные игрушки ведут наступление по всему фронту и в самом ближайшем будущем могут стать основной доминантой рынка игрушек. Но обо всем по порядку.

Итак, на четыре дня Нью-Йорк захватило шумное и веселое шоу, заполненное говорящими куклами, мягкими игрушками, различными электронными чудесами, пищалками и мячами. 20 тысяч посетителей из 90 стран приехали в деловую столицу Америки, чтобы познакомиться с продукцией более полутора тысяч производителей. 30 стран, в том числе, Россия (кировская фирма «Весна» привезла в США замечательную коллекцию кукол), делегировали в Западный Гемпшир свои самые интересные разработки.

Дети быстрее взрослеют, и игрушкам приходится соответствовать их возрастающим требованиям – таково веяние времени. Когда плееры, сотовые телефоны и видеоигры только-только стали проникать на рынок товаров для детей, игрушечники и не думали, что они будут способны вытеснить в детском сознании привычные куклы или солдатики. Однако оказалось, что очень даже способны, и поэтому теперь наиболее привлекательные черты электронных устройств все активнее внедряются в традиционные игрушки. Таким образом, производители пытаются наверстать упущенное время. В результате игрушки становятся все сложнее и дороже, но продаются, как это ни парадоксально, все лучше.

Даже традиционные собачки уже не лают без микрочипа, а конструкторы с помощью электроники научились играть в футбол. Роботы оснащаются камерами и технологией Wi-Fi, так что управлять ими может не только сам владелец, но и его друзья по сети, если у них, разумеется, будет пароль.

Инновации не обошли и вполне традиционного плюшевого мишку. Свой плюшевый медведь, день рождения которого пришелся как раз на закрытие выставки, обязательно должен быть в детстве у каждого. Мой, например, несмотря на почтенный возраст, до сих пор хранится на даче у родителей. Плюшевого медведя назвал своей самой любимой игрушкой и Рома Зверь на презентации своей автобиографической книги «Дожди-пистолеты». Однако больше 100 лет дети, страдающие аллергией, не могли позволить себе поиграть с «одомашненным зверем». Теперь эта проблема решена - мишек делают из специальной пены со вставками серебряных частиц. Пусть это стоит дороже, зато такие игрушки не собирают пыль и вроде бы даже борются с микробами.

Компания Techno Source вдохнула новую жизнь в подзабытый кубик Рубика. Это второе возвращение игрушки, сводившей с ума миллионы людей по всему миру в далеком 80-м - в 2003 году с забавной идеей превращения кубика в плеер, управляемый вращением граней, выступил дизайнер Хи Юн Шин, но тогда она не получила поддержки.

Теперь кубик набили микрочипами, в нем целых шесть игр, причем, одна, под названием Multiplayer Madness, многопользовательская, и бессчетное число уровней. Кубик выставляет очки за скорость сборки, использует подсветку и звуковые эффекты. Создатели уверяют, что это настоящая революция, и название ему придумали соответствующее - Rubik's Revolution. Вот мнение Джейсона Уиллера, разработчика игры: «Дух соревнования остался. Также мы хотели сохранить возможность вращения граней: кубик и сейчас нужно крутить, но теперь в него можно еще и поиграть с друзьями». Вполне вероятно, что, как и два десятка с лишним лет назад, кубик Рубика снова войдет в число обязательных предметов сервировки стола в ресторанах наряду с солонкой и перечницей. И его славная история (в 80-х кубик получил венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выиграл конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии, попал в экспозицию Нью-йоркского музея современного искусства и престижнейший Оксфордский словарь, был представлен принцу Чарльзу и леди Диане) пополнится новыми достижениями.

Переживают второе рождение и тамагочи. В начале 90-х годов по электронным зверушкам сходили с ума все - от офисных менеджеров до школьников. Но недолго, миг славы был довольно коротким. В результате склады фирмы Бандай оказались забиты нераспроданными игрушками. Теперь Бандай подошла к маркетингу более изобретательно - покупателю не дадут скучать: игрушки женятся при помощи инфракрасного порта и заводят потомство, взрослые тамагочи устраиваются на работу или вступают на скользкую дорожку воровства, если хозяин их плохо воспитал... В результате, только за последний месяц по всему миру продано уже 20 миллионов тамагочи нового поколения. Чем не новая эпидемия?

Впрочем, многие независимые консультанты прогнозируют другой бум - на электронно-музыкальные игры и игрушки. По их мнению, успех таких поп-групп, как Cheetah Girls и Hannah Montana корпорации Уолта Диснея привлек внимание юных потребителей к разнообразным музыкальным новинкам вроде гитарной системы «Я могу играть» («I Can Play Guitar System») фирмы Mattel Inc. С ее помощью ребенок может самостоятельно научиться играть на гитаре, следуя указаниям в виде доступных цветных картинок на экране телевизора или компьютерного монитора.

«Одна из привлекательных сторон современной электроники - это музыка, - сказал Кристофер Бирн. - Вы же знаете, как много во всем мире детей, которые хотят быть рок-звездами».

Аналогичную разработку показала на ярмарке и компания Zizzle LLC. На выпуск гитары, которая является частью музыкального синтезатора Electric Rockerz, позволяющего создавать собственную музыку, Zizzle LLC вдохновило телевизионное шоу «High School Musical» («Школьный мюзикл»), идущее на 26 диснеевских каналах более чем в 100 странах.

А линия Fisher Price фирмы Mattel представила устройство Easy Link Internet Launchpad, ориентированное на дошкольников. С его помощью ребенок может с легкостью подключиться к Интернету. Для работы с новинкой не нужно набирать символы на клавиатуре, и, что весьма порадует родителей, оно не позволяет детям листать Интернет, как в обычном браузере. Т.е. осуществляет доступ исключительно к детским игровым сайтам, так что родителям не придутся контролировать своего малыша, чтобы он, не дай Бог, не попал случайно туда, куда не следует.

Вообще, разработчики нередко стремятся к тому, чтобы игрушки выполняли такую традиционно родительскую функцию, как присмотр за ребенком. Именно с этой целью на ярмарке был представлен и новый плеер Peapod. Он рассчитан на младенцев - годовалое чадо перестанет донимать окружающих своим плачем, так как будет занято прослушиванием через встроенный динамик сказок или колыбельных общей продолжительностью до двух часов.

Peapod работает от одной батарейки AA, которой хватает на 40 часов воспроизведения. Низким энергопотреблением плеер обязан простому и экономичному жидкокристаллическому дисплею, на который выводится крупные символы, так что включить Peapod сможет даже подслеповатая бабушка. Корпус из специального гипоаллергенного каучука гарантирует жизнеспособность плеера не только после падений, но даже после того, как малыш его пожует. Похоже, очень скоро младенец будет ассоциироваться не с соской, а с музыкальным плеером.

Однако не каждое нововведение встречается с распростертыми объятиями. Так, критике подвергся Майкл Коринтиос, разработчик новой версии шахмат. «Я же просто добавил по ферзю и одному ряду на доске, – оправдывался изобретатель. - Я думаю, мои шахматы более открыты и интересны. Хотя, конечно, тем, кто по 20 лет учит шахматные партии, это не нравится».

Впрочем, игру Майкла Коринтиоса критикуют, но не запрещают, поскольку вреда от нее, в общем-то, нет. Хотя этого, к сожалению, нельзя сказать об играх и игрушках вообще. Незадолго до открытия ярмарки журнал «Radar» опубликовал список самых ужасных игрушек в истории США. В него вошли набор для юных физиков, появившийся в продаже в 1951 году и предлагавший детям поэкспериментировать с ураном-238, острые дротики Jarts, предназначенные для метания на дальность, которые в середине 80-х годов привели к почти семи тысячам травмам детей и четырем летальным исходам, мини-гамаки компании «EZ Sale», которые почти задушили десятки детей и подростков, пистолет-пряжка «Bat Masterson Derringer Belt Gun», пульки которого могли вызвать серьезные ожоги у его обладателя… А ведь на эти игрушки компании-производители возлагали большие надежды, но не смогли продумать все тонкости эксплуатации.

Поэтому в программе каждой ярмарки находится место для семинара по вопросам безопасности игрушек. Так, в четырехчасовой дискуссии по одной из самых актуальных проблем бизнеса, которая прошла в последний день выставки, приняли участие 150 специалистов. Отдельными пунктами в повестке дня стояли использование в игрушках магнитов и металлическая бижутерия для детей – что нужно сделать, чтобы они были безопасны для маленьких покупателей. Ведь, когда 10 лет назад в продаже появилась кукла Cabbage Patch Snacktime Kid компании Mattel, которую предлагалось кормить специально изготовленной пищей, никто не предполагал, что, жуя пластмассовую морковку, она откусит 35 детских пальчиков и нанесет сотни менее тяжких ранений. У нас, конечно, во всем обвинили бы самих пострадавших, мол, лучше читайте инструкции, но в Америке компании-производители вынуждены были снимать опасные игрушки с продажи, скупать ранее проданные образцы и выплачивать значительные компенсации. А если прибавить средства, затраченные на разработку этих игрушек и канувшие в тартарары, то подсчет убытков становится совсем грустным. Так за вопросами безопасности стоят большие деньги.

Впрочем, убытки не грозят победителям традиционной церемонии T.O.T.Y. (Toy Of The Year) Awards, определяемых голосованием членов Ассоциации Производителей Игрушек (Toy Industry Association). Вот они, герои 2007 года, удостоившиеся самого главного знака качества США.

Народная игрушка года
Победитель: Элмо "T.M.X."™ Elmo - Fisher-Price

Элмо "T.M.X."™ Elmo

Лучшая игрушка года для малышей
Победитель: Элмо "T.M.X."™ Elmo - Fisher-Price
Номинанты:
• Aquadoodle Sing N' Doodle™ - Spin Master Ltd.
• Cranium Sounds of the Seashore - Cranium, Inc.
• Elmo Giggle and Shake Chair™ - Spin Master Ltd.
• V. Smile™ Baby Infant Development System - VTech Electronics North America FurReal Friends Butterscotch Pony

Игрушка года для девочек
Победитель: Пони FurReal Friends Butterscotch Pony - Hasbro, Inc.
Номинанты:
• Bratz™ Forever Diamondz™ Fashion Dolls - MGA Entertainment
• Digi Makeover - Radica USA Ltd.
• Littlest Pet Shop: Biggest Littlest Pet Shop - Hasbro, Inc.
• Pixel Chix™ Love 2 Shop Mall - Mattel, Inc.. Pirates of the Caribbean

Игрушка года для мальчиков
Победители: Spy Video Car и Набор пиратов Карибского моря Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest Ultimate Black Pearl Pirate Ship Playset - Zizzle
Автомобиль шпиона Spy Video Car - Wild Planet
Номинанты:
• Air Hogs RC Storm Launcher™ - Spin Master Ltd.
• Fast Talkin' Lightning McQueen - Mattel, Inc.
• Hot Wheels Radar Gun - Mattel, Inc. Cranium Zooreka

Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest Ultimate Black Pearl Pirate Ship Playset

Игра года
(включая настольные, карточные, CD-ROM или электронные форматы игр, CD-ROM-ы или электронные игры должны иметь рейтинг ESRB's «Early Childhood», т.е. быть разрешены для детей от трех лет)
Победитель: «Зоорека» Cranium Zooreka - Cranium, Inc.
Номинанты:
• Cosmic Catch - Hasbro, Inc.
• Designer's World - Hasbro, Inc.
• Khet: The Laser Game - Innovention Toys LLC
• Speed Stacks StackPack - Play Along, Inc. Radio Flyer Folding Trike

Cranium Zooreka

Игрушка года для подвижных игр
Победитель: Трайсикл с радио Radio Flyer Folding Trike - Radio Flyer, Inc.
Номинанты:
• Crayola Super Brush - Binney & Smith/Crayola
• Hydrogen Fuel Rocket - Estes-Cox Corp.
• Phlat Ball - Spin Master Ltd.
• PlasmaCar - PlaSmart, Inc. SmartGlobe

Обучающая игрушка года
(лучшая игрушка, которая в процессе игры помогает детям освоить новые навыки или узнать что-то новое)
Победитель: «Умный глобус» SmartGlobe 2.0 - Oregon Scientific
Номинанты:
• I Can Play Piano™ - Fisher-Price, Inc
• Leapster TV Learning System - LeapFrog Enterprises, Inc.
• LEGO MINDSTORMS NXT - LEGO Systems Inc.
• V.Flash™ Home Edutainment System - VTech Electronics North America Moon Sand

Лучшая игрушка года всех видов деятельности
Победитель: «Лунный песок» Moon Sand™ - Spin Master Ltd.
Номинанты:
• Cranium Super Fort - Cranium, Inc.
• Floam - SAS Group
• Gross Out Doodle Monster - Play Along, Inc.
• Lil Luvables Fluffy Factory™ - Spin Master Ltd. Kid-Tough™ Digital Camera

Лучшее электронное развлечение года
(лучшая игрушка, содержащая электронный компонет, включая «plug 'n play»-игрушки и интерактивное видео)
Победитель: Фотоаппарат Kid-Tough™ Digital Camera - Fisher-Price, Inc.
Номинанты:
• CubeWorld - Radica USA Ltd.
• Massively Mini Media - Hasbro, Inc.
• Tamagotchi Connection Version 3 - Bandai America, Inc.
• Zoombox - Hasbro, Inc.y

Kid-Tough™ Digital Camera

Лучшая инновация года
Победитель: Пони FurReal Friends Butterscotch Pony - Hasbro, Inc.
Номинанты:
• Air Hogs RC Storm Launcher - Spin Master Ltd.
• LEGO MINDSTORMS NXT - LEGO Systems Inc.
• Moon Sand™ - Spin Master Ltd.
• Spy Video Car - Wild Planet Webkinz

Специализированная игрушка года
(лучшая игрушка, предназначенная для продажи специализированными магазинами)
Победитель: Вебкинз Webkinz - Ganz
Номинанты:
• Blokus - Educational Insights
• Playfoam - Educational Insights
• Calico Critters of Cloverleaf Corners Townhome with Lights - International Playthings Inc.
• Zingo Game - ThinkFun, Inc.

Лицензия года
Победитель: Машинки Pixar's Cars - Disney
Номинанты:
• Dora the Explorer - Nick Jr. a division of Viacom
• Go Diego, Go! - Nick Jr. a division of Viacom
• Pirates of the Caribbean - Disney
• Sesame Street - Sesame Workshop

Pixar's Cars

Вместе с руководителями компаний-победителей принимал поздравления и Джордж Лукас, известный создатель эпопеи «Звездные войны». Ассоциация Производителей Игрушек включила его имя в Зал славы. Это еще раз подтверждает тесную связь индустрии игрушек и индустрии развлечений. Уж кого-кого, а порождения фантазии знаменитого кинематографиста среди игрушек самых разных видов можно встретить немало.

Если основной акцент на ярмарке пришелся на высокие технологии, задающие тон в игрушечном бизнесе, это не значит, что традиционным игрушкам не было уделено никакого внимания. Отнюдь. И среди них было немало занятных новинок. Это и игра для бейсбольных фанатов Baseball’s Board Game (Fun Games Inc.), и игры в слова Poppo! и Zotto (Poppo Brands), и новое транспортное средство Vector scoogo, и трамплины Lil’ Roo, и наборы для дизайна сумочек и аксессуаров Design-a-Purse… В общем-то, гораздо проще сказать, чего на ярмарке не было. Скуки! Да и кто будет скучать, когда тебя окружают самые лучшие игрушки мира. Причем, все эти новинки на выставке можно было потрогать, даже поиграть в них в павильоне Game Zone. Через пару месяцев они появятся на полках магазинов, и тогда… – хорошо бы иметь кошелек потолще!

{AprilClubNews}