С 4 по 6 сентября в известной своим арт-парком деревне Никола-Ленивец пройдет ежегодный международный фестиваль лэнд-арта «Архстояние», которому в этом году исполняется 15 лет.
Наверно, это лучшее время, когда стоит отправиться на берега Угры, где в 1480 году великий князь московский Иван III остановил войска хана Большой Орды Ахмата. Великому стоянию на реке Угре, а именно под этим названием вошли в историю события, положившие конец монголо-татарскому игу на севере и северо-востоке Руси, где оно держалось дольше всего, обязан своим названием Никола-Ленивец.
Согласно легенде, в канун дня Святого Угодника Николая с другого берега Угры на деревню напал ханский отряд. Жители не стали принимать бой и рассеялись в местных лесах. Враг почувствовал легкую победу, потерял бдительность и позже был разбит царской дружиной. Здешние места, видимо, и раньше располагали к расслабленности и ленивой созерцательности.
В 1802 году на средства местного помещика Муромцева над рекой был воздвигнут каменный храм Пресвятой Троицы. С приходом советской власти служба в храме была запрещена, церковные ценности вывезены, иконостас разрушен, колокола сброшены с колокольни и увезены на переплавку, священник репрессирован. В годы Великой отечественной войны немцы взяли эти места опять же без боя, но, уходя в 1943-м, сожгли все дома кроме храма.
После осуществлённой в начале 2000-х реконструкции здания храм осуществляет свою деятельность как архиерейское подворье.
Сама же территория вокруг деревни Никола-Ленивец стала особо охраняемой природно-исторической территорией в составе основанного в 1992 году национального парка «Угра». И в 2000 году поселившийся в деревне живописец Николай Полисский «вошел в пейзаж», сделав ландшафтную инсталляцию из снега. Так, можно сказать, и зародился самый большой арт-парк Европы.
В него-то мы и отправились солнечным августовским днём, за две недели до юбилейного «Архстояния». Правда, неожиданно попали на проходящий в парке четырехдневный рейв Signal, так что по окрестностям мы перемещались под специфическое музыкальное сопровождение и часть объектов оказалась для нас закрыта.
Но самое обидное было то, что мы не смогли проехать к кафе «Угра», где рассчитывали пообедать. Пришлось развернуться и отправиться в Звижи, чтобы поесть в заведении под названием «Клуб Картошкино». По виду это деревенский шалман, который даже столовой можно назвать с натяжкой, но еда в нём вкусная и недорогая.
Зато, оказавшись в Звижи, мы посетили находящийся там арт-объект Сельпо, больше похожий на крепость. Николай Полисский окружил бетонный остов заброшенного сельского магазина конструкцией из, как он сам их назвал, «шашлыков» – нанизанных на металлические стержни деревянных брусков и выстроил на крыше башенки со смотровыми площадками. Напротив, кстати, стоит ещё один шедевр - «Бельведер звизжский» Алексея Козыря – автобусная остановка, сооруженная из половины цистерны муковоза, украшенной двумя круглыми витражами.
Но вообще ситуация, когда арт-объекты находятся рядом друг с дружкой, для Никола-Ленивца не типична. В основном они разбросаны по огромной территории, и к большинству подъехать более-менее близко нельзя. Перед походом в парк мы купили не только билеты, но и карту (100 рублей) - она помогла составить относительно оптимальный маршрут и понимать, где разрешено движение автомобиля. Потому что дороги в парке делятся на автомобильные, пешеходные и велосипедные, и нарушителей движения, возможно, штрафуют. Во всяком случае, нас предупредили, что где ни попадая машину оставлять не следует - её могут эвакуировать.
В общем, ходить (и не только ходить, а ещё и лазить) пришлось много, но оно того стоило.
Нашим намба ван стал Позолоченный телец Василия Щетинина. По задумке автора, это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и телец, и корабль-ковчег, готовый спасти во время катаклизмов, и смотровая башня, и защитник.
{AprilClubNews}