Охоту к перемене мест никакая пандемия убить не способна. Чем ближе становился длинный июньский уикенд, тем сильнее хотелось его провести подальше от дома. И после некоторых размышлений и мониторинга цен на авиабилеты пунктом назначения был выбран Екатеринбург.
Уральская столица, имя которой было дано в честь Екатерины Первой, встретила нас прекрасной погодой и не очень жёсткими карантинными ограничениями. Заселившись в арендованные в центре города апартаменты, мы отправились «шататься» по городу. «Шатание» по городу я считаю лучшим способом проникнуться его духом и атмосферой (что, кстати, не одно и то же), потом на эти первые впечатления нанизываются разнообразные достопримечательности, памятники и музеи.
Первой на нашем маршруте оказалась улица Вайнера, к которой мы вышли со стороны проспекта Ленина, своего рода екатеринбургский Арбат. Во-первых, потому что она пешеходная, во-вторых, потому что ее украшают интересные композиции и скульптуры: «Друзья», «Влюбленные», фигуры шофера, банкира, коробейника, Майкла Джексона и даже Виктора Логинова, точнее, его героя их сериала «Счастливы вместе» Гены Букина.
Вряд ли у кого-то получится пройти улицу Вайнера по-быстрому - ведь с каждым из её персонажей хочется сфотографироваться. И мы, естественно, исключением не стали. Так, то и дело принимая самые разнообразные позы, мы потихоньку добрели до ТЦ «Гринвич», пройдя который насквозь, оказались в Дендропарке, созданном в конце 40-х годов на берегу реки Исеть на месте Сада юного мичуринца.
В нём мы, честно говоря, не задержались, а, перейдя по мостику, отправились по набережной в сторону Каменного моста на улице Малышева мимо первой в Екатеринбурге лэнд-арт скульптуры, посвящённой компьютерной клавиатуре, и первого в России памятника, посвящённого The Beatles.
Вообще, что касается современных точек притяжения горожан и приезжих, Екатеринбургу есть, чем похвастаться. А вот исторический облик за советские и постсоветские годы город потерял окончательно. Было уничтожено около 90 историко-архитектурных памятников, одним из первых и самых резонансных в масштабах страны был снос Дома Ипатьева. Но кое-что все-таки ещё сохранилось.
В частности, выложенный из бута и гранитного плитняка Каменный мост, построенный в 1840—1844 годах по проекту архитектора Э. Х. Сарториуса, ныне имеющий статус историко-архитектурного памятника федерального значения. Больше всего впечатляют полуциркульные арочные своды, которые поддерживают два мощных каменных быка.
Жаль, что водичка имеет нездоровый зеленоватый оттенок, так что насчет «покупаться» и речи нет. А вот позагорать можно было, во всяком случае, некоторые так и делали.
Как только поднимаешься на улицу Малышева, открывается вид на Бизнес Центр «Высоцкий», на 52 этаже которого, на высоте 186 метров, расположена открытая смотровая площадка, откуда взору предстаёт фантастический вид на Екатеринбург. Стоит удовольствие 400 рублей с человека. В эту же цену входит посещение Екатеринбургского музея Владимира Высоцкого, расположенного в этом же здании.
Изначально мы его посещать не собирались, но все же зашли и не пожалели. В основу экспозиции, которую открывает восковая фигура Владимира Высоцкого, созданная скульптором Александром Сильницким, вошли личные вещи поэта и актёра, а также иконы, картины и украшения, принадлежавшие семье Высоцкого - Влади. Есть абсолютно уникальные: последнее стихотворение Высоцкого, написанное им за полтора месяца до своей смерти, его легендарный Mercedes 350 W 116, полностью восстановленный гостиничный номер, в котором он жил, будучи на гастролях в Екатеринбурге.
Кстати, у соседнего здания по Красноармейской улице установлен очень хороший памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади, в компании с которыми можно сфотографироваться...
Обойдя слева возведённый на месте старого деревянного цирка Екатеринбургский театр оперы и балета, декорированный нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями и аттиком, завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз, мы вышли на проспект Ленина и пошли пешком домой мимо знаменитого Дома Севастьянова, построенного в 1817 году на берегу Городского пруда, образованного плотиной на реке Исеть.
С ним связано несколько городских легенд. Якобы чиновник по особым поручениям Главного горного начальника (В. А. Глинки) Николай Иванович Севастьянов планировал украсить крышу ротонды золотом, о чём неоднократно подавал прошения даже на высочайшее имя. Но так как золотом покрывают только купола храмов, это прошение утверждено не было. В наказание просителя приговорили ходить каждое утро до ближайшей церкви в чугунных калошах. По другой легенде, прослывший богачом Николай Иванович построил роскошный дворец, а сам жил в маленьком домишке напротив и каждый вечер, сидя на лавочке перед домом, любовался своим творением.
Так или иначе разбогател Николай Иванович Севастьянов во время Крымской войны на поставках на фронт продукции уральских заводов. К середине XIX века он стал очень богатым человеком: владел золотыми приисками в Чердынском уезде, Надеждинской мануфактурной фабрикой, Тюшевским пивоваренным заводом в Красноуфимском уезде. Был главой Екатеринбургского уездного земского собрания от землевладельцев и первым председателем Екатеринбургской уездной земской управы.
Впоследствии он уехал в Санкт-Петербург на повышение и продал здание министерству юстиции, разместившему в нём Окружной суд. Сейчас здание, обнесённое забором, является частью резиденции губернатора или «уральской резиденцией президента России», так что попасть в него можно только в составе экскурсионных групп.
Поэтому мы просто погуляли в районе «Плотинки», как называют местные жители построенную в 1723 году плотину на реке Исеть в Историческом сквере Екатеринбурга. Плотина давала механическую энергию для приведения в действие механизмов Екатеринбургского завода, вокруг которого и началось строительство города.
Рядом с плотиной установлен памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Интересно, что надпись на постаменте не соответствует расположению фигур: де Геннин стоит слева в шляпе-треуголке, а Татищев — справа в парике без шляпы.
На следующий день мы взяли такси (такси в Екатеринбурге дешевое) и отправились в Монастырь святых Царственных страстотерпцев, называемый также «Царским монастырём» и «Царской обителью». Это действующий православный мужской монастырь, построенный в 2000—2003 годах в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом на месте шахты, в которую 17 июля 1918 года были сброшены тела последнего российского императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея, канонизированных Русской православной церковью за рубежом в 1981 году в лике святости «мученики» и Русской православной церковью в 2000 году в лике Царственных страстотерпцев.
Монастырский комплекс состоит из семи деревянных храмов, по числу погибших членов царской семьи. На его территории также установлены три памятника: императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне и их детям.
Обратно в город добирались на автобусе, так как мобильный интернет в районе монастыря отсутствовал и вызвать такси было невозможно. Автобус шел долго, со множеством остановок. Как только доехали до метро, это оказалась станция Уралмаш, мы вышли и на метро доехали до центральной станции Динамо (причем, по старым жетонам Московского метрополитена), откуда отправились в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства, расположившийся в здании бывшей Аптеки горного ведомства.
В камнерезной коллекции музея хранятся работы уральских кустарей 1920—1930-х гг, а также завода «Русские самоцветы», преемника традиций Екатеринбургской Императорской гранильной фабрики, начиная с 1920-х гг и до 2004 г., когда предприятие перестало существовать. Такого, наверно, нигде больше не увидишь. Каждую фигурку, каждое украшение хотелось сфотографировать.
Следующей точкой нашего маршрута стал Екатеринбургский музей изобразительных искусств на берегу Исети. Это одно из старейших сохранившихся зданий Екатеринбурга, построенное в 1730-х — начале 1740-х как госпиталь Екатеринбургского железоделательного завода. Изначально оно состояло из четырёх корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора — в северо-восточной части размещался госпиталь, в северо-западной монетная экспедиция, в южной части — аптека, в юго-западной — пробирная лаборатория и меховая, тут же был заводской острог. Здесь состоялось первое в Екатеринбурге театрализованное представление - 5 (17) ноября 1843 года группа казанского антрепренёра П. А. Соколова представила оперу «Невеста-лунатик» и водевиль «Ножка».
На протяжении XIX века здание неоднократно перестаивалось. А в 1970-х годах во время реконструкции «Плотинки» большинство корпусов бывшего Екатеринбургского завода было снесено, и на их месте был разбит Исторический сквер. Но одно здание уцелело и было переоборудовано под музей - внутренний двор перекрыли легкой кровлей, а образовавшийся проем, выходящий на набережную, оградили стеклянной стеной. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон.
Когда мы обошли все залы, было ещё не поздно, и мы решили, что успеем ненадолго заскочить в Президентский центр Ельцина, расположенный в Бизнес-центре «Демидов», однако туда уже билеты не продавали. Так что пришлось опять погулять вокруг «Плотинки», а в «Ельцин-центр» отправиться с утра на следующий день.
На самом деле, «заскочить ненадолго» у нас все равно бы не получилось. В «Ельцин-центре» довольно интересная интерактивная экспозиция, посвящённая современной политической истории России и личности Ельцина.
Изначально здание «Демидова» было рассчитанно на обычных арендаторов бизнес-центров: офисы и магазины. И задачу превращения круглого в горизонтальном сечении второго этажа в музей решил известный кинематографист Павел Лунгин, придумавший концепцию «ротора», который запускает круговое движение посетителей. Развёрнутые по часовой стрелке дверные проёмы залов как бы подталкивают их к переходу из одного помещения в другое. По центру расположена круглая площадь со скамейками и памятником Ельцину из бронзы в натуральную величину в стиле городской скульптуры. Если присесть рядом с ним, можно посмотреть транслируемые на большой экран фотографии из архива первого президента России.
Ещё одно место, обязательное для посещения в Екатеринбурге, - это Храм на Крови (Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших), построенный в 2000—2003 годах на месте дома Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Пятикупольный храм, выполненный в русско-византийском стиле, является главной туристической достопримечательностью Екатеринбурга и главным центром культа святого Николая II и его семьи, привлекающим православных паломников не только из России, но и со всего мира.
Храм двухуровневый: Верхний храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, — высокий и со множеством окон, с уникальным беломраморным иконостасом. Нижний храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской по контрасту спланирован полумрачным, с низкими сводами, но именно здесь находится крипта, символически воссоздающая расстрельную комнату, в которой погиб бывший царь и его близкие.
Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов, что напоминает о пролитой на этом месте крови. На фасаде по периметру размещены сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых. На колокольнях водружены 15 колоколов. Самый большой из них, девятитонный колокол «Благовест», был подарен Храму на Крови Русской зарубежной церковью в июле 2010 года. Пожертвования на него американские православные собирали в течение шести лет. Каждый год, в Светлую седмицу (семь дней после Пасхи), любой желающий может прийти в храм и позвонить в колокола.
У входа в Нижний храм установлена семифигурная скульптурная композиция «Царственные страстотерпцы за несколько минут до расстрела» скульптора Константина Грюнберга и архитектора Антона Мазаева, символизирующая трагический момент спуска Николая II и его семьи в подвал Ипатьевского дома на расстрел.
Рядом с храмом есть киоск, в котором паломники или посетители могут купить нехитрую снедь и перекусить. Что мы и сделали.
До самолёта у нас ещё было время, и мы решили съездить на пляж искупаться. Надо сказать, ни вода, ни берег нас не впечатлили. Цивилизация до этого места еще на добралась, хотя народу было полно.
{AprilClubNews}