В начале апреля в Театре «Школа драматического искусства» при поддержке Французского института в России прошла премьера пяти «танцевальных элегий» или «танцевальных писем» под общим названием «Героиды».
Автор этого пластического проекта Анна Гарафеева – ученица знаменитого японского хореографа Мина Танаки, который в течение семи лет вёл лабораторию в театре Анатолия Васильева, приверженца специфического стиля «буто», который объединяет хореографию, музыку, кино, фотографию и видеоарт. Танцор «буто» апеллирует не к рассудку, а к чувствам, что позволяет на ассоциативном уровне сплести воедино ощущения сущности собственного тела исполнителя и воображение зрителя.
Так что «Героиды» - действительно весьма непривычное зрелище и совсем не шоу. Как известно, в «буто» нет прыжков, подскоков, вращений, вообще нет четких, техничных и стремительных движений. Кажется, что в искажённой, рассеянной пластике, в будто бы распадающихся на отдельные фрагменты движениях, в статике стойки, в фиксации положения или приседаниях без какой-то определнности и завершенности зашифрованы трехстишия хокку или мантры.
«Настоящий танцовщик должен принести в жертву собственное тело, - считает Анна Гарафеева. - Оно как бы должно перестать быть его собственностью. Танцор должен обезличить тело, чтобы иметь возможность наполнить его тысячью лиц, обрести тело сверхличное, тело архетипическое».
В результате, тела босоногих импровизаторов (в спектакле помимо Анны Гарафеевой участвуют Алина Чернобровкина, Ольга Бондарева, Ольга Хорева, Екатерина Аликина) становятся своего рода «пластилином», из которого, отталкиваясь от слов и образов, неспешно вылепляется природа подлинной влюбленности на фоне бесконечной разлуки. Основой этого экспериментального спектакля на музыку современного французского композитора Колена Роша стал цикл любовных посланий, написанных Овидием от лица мифологических героинь - Пенелопы, Федры, Филлиды, Лаодамии, Сафо - разлученных со своими возлюбленными.
«Я несколько месяцев наблюдал, как танцоры репетируют без музыки, - рассказывает Колен Рош. - И я попытался привнести эту атмосферу тишины в музыкальный материал. Танец – это содержание письма. А музыка – физический процесс написания этого письма. Когда вы пишете письмо, у вас дрожит рука. Вот эта дрожь и есть музыка».
И эта дрожь, помноженная на нарочитую замедленность и внутреннею сосредоточенность создают совершенно особое настроение спокойной созерцательности, что в наш суетный век, безусловно, большая редкость...
{AprilClubNews}